Только за два месяца в сфере калининградского ЖКХ было раскрыто 16 крупных преступлений.

Специализированное подразделение по борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ, созданное в УМВД России по Калининградской области, за два месяца раскрыло 16 нарушений закона, общий ущерб от которых составил 7,3 миллиона рублей.

В сфере ЖКХ вращаются внушительные деньги бюджетов всех уровней и населения, это и привлекает нечистых на руку предпринимателей. Над раскрытием "коммунальных" преступлений тяжело работать, иной раз годами приходится собирать доказательную базу, говорят в полиции, поскольку мошеннические схемы постоянно меняются, а тех, кто их изобретает, не становится меньше. Руководство регионального УМВД решило создать оперативное подразделение по борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ на базе отдела управления экономической безопасности и противодействия коррупции. Кроме того, создана следственная группа по расследованию уголовных дел, связанных с ЖКХ, а в штат экспертно-криминалистического центра введены специалисты для проведения строительно-технических экспертиз.

Толчком к созданию новой структуры, кстати, первой такой в России, послужило уголовное дело, связанное с аферой в "Янтарьэнергосбыте". Руководитель этой компании предложил директору Неманского ЦБК перечислить на аффилированное ему лично предприятие долг за электричество в 10 миллионов рублей, взамен пообещав списать этот долг, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель спецподразделения по борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ Григорий Таранов. - Поступившие на счет аффилированной фирмы деньги были украдены. Аферист осужден и понес заслуженное наказание. Мы поняли: чтобы эффективно бороться с махинациями в жилищно-коммунальном секторе, необходимо отдельное специализированное подразделение.

Мошенникам больше интересны бюджетные средства, так как на реформирование ЖКХ, на объекты бюджетного строительства выделяются огромные суммы, и есть возможность вывести их по фиктивным договорам либо завладеть ими путем сговора "заинтересованных лиц". Как это произошло при строительстве в Калининграде очистных сооружений по госконтракту стоимостью в 40 миллионов рублей. Заказчиком было госпредприятие, подрядчиком - частная фирма. Строительство длилось восемь лет, и, хотя акты о готовности разгрузочного коллектора подписаны, "Водоканал" не может и не сможет запустить его в эксплуатацию, поскольку объект не рабочий. Это доказали две независимые экспертизы, инициированные полицией. По словам Григория Таранова, экспертизы длились почти год и выявили множество недоделок, а также грубейшие нарушения СНиП. Кроме того, экспертизы установили, что приличная часть федеральных и областных бюджетных денег похищена. Это стало основанием для возбуждения уголовного дела по статье "Мошенничество". Пока удалось доказать несколько эпизодов хищения на 2,5 миллиона рублей. Расследование продолжается.

Скрытые работы

Немало ловкачей разного толка встречаются и среди директоров управляющих компаний. Так, нередко в квитанциях указываются счета на оплату услуг, которые в принципе сложно или невозможно проверить. Например, домоуправы пишут, что произведена замена стропил на крыше, но они зашиты и визуально не определить, поменяли их или нет. Или указывают, что благоустроена придомовая территория, вывезено 20 машин мусора, а там пятачок пять на пять метров, рассказывают сотрудники спецотдела. И просят население внимательно изучать квитанции. Под так называемые скрытые работы подходит большой перечень услуг: сбивание сосулек и сброс снега с крыши, травля крыс, технический осмотр фасада здания... Был даже зафиксирован случай, когда жители одной из калининградских многоэтажек платили за домофон по расценкам работавшего в роуминге мобильника.

Занятому своими делами жильцу недосуг разбираться, что и насколько подорожало

Если у жителей возникли сомнения в счете, выставленном за ту или иную услугу, либо в качестве капремонта дома, сотрудники подразделения по борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ советуют запросить отчет у управляющей компании. Она обязана раскрывать информацию. Кроме того, на сайтах УК есть все виды заявленных и выполненных работ. И если там заявлен ремонт подъезда, а фактически он не проводился, есть повод обратиться в контролирующие органы.

- Мы не контролируем ход и качество выполнения работ управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, а также подрядными организациями, - уточнил Григорий Таранов. - Это прерогатива надзорных органов. Мы осуществляем контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реформирование ЖКХ, а также коммунальных платежей, поступающих от населения, то есть расследуем нарушения уголовного законодательства, а не недоработки в хозяйственной деятельности предприятий.

Уголовный поворот

Дело могут возбудить и по материалам ревизий и проверок надзорных органов. К примеру, недавно был вскрыт факт обмана людей и теплоснабжающего предприятия директором одной из калининградских управляющих компаний. Подделав несколько цифр в реквизитах квитанций, он перевел 80 тысяч рублей, перечисленных собственниками 38 квартир за тепло, на расчетный счет своей организации и оплатил этими день-гами транспортный налог за личный автомобиль. Директор другого предприятия в одном из городов области, необоснованно завысив тариф на водоснабжение, присвоил средства граждан, добросовестно оплативших коммунальные услуги. Ущерб составил свыше трех миллионов рублей. Оба корыстных руководителя стали фигурантами заведенных уголовных дел.

- Подделка документов - один из распространенных способов преступления в ЖКХ. В Полесском районе частный предприниматель пытался завладеть котельными и другими коммунальными объектами, принадлежащими муниципалитету и находящимися в ведении МУП "Водоканал", - привел свежий пример Григорий Таранов. - Являясь директором созданного совместного с МУП предприятия, он подделал документы, подал их на регистрацию, чтобы стать единоличным хозяином СП. И начал распродавать имущество. Успел "наторговать" на сумму свыше миллиона рублей.

Остановить мошенника помог арест имущества предприятия, наложенный прокуратурой Полесского района. Успех его замысла мог обернуться незаконными поборами на коммуналку. Частник, в чьи руки попали котельные и сети, мог бы повысить цены на поставляемые ресурсы, а пока суть да дело, успел бы нажиться.

Жилищный ликбез

Сфера ЖКХ - одна из самых благодатных для мошеннических операций, признают в калининградской автономной некоммерческой организации "Центр жилищного просвещения". Меняющие внешний вид и содержание квитанции коммунальных платежей (был один тариф, стал другой, "нарисовались" новые графы, в колонке появились какие-то перерасчеты) приучили людей бояться остаться в должниках и выработали рефлекс: пришла бумажка - плати. Да и занятому своими делами человеку недосуг разбираться, что и насколько подорожало, что за цифры добавились в счете, не говоря уже о том, чтобы проверять реквизиты квитанции - подлинная она или поддельная. Чем и пользуются мошенники. Как же себя обезопасить?

- Нет лучшего контролера, чем тот, кому принадлежит квартира. Вот я сдала в химчистку пальто, кому я позволю проверить, как выполнен мой заказ? Так и с квартирой, домом, чтобы содержать их в нормальном состоянии, владелец должен постоянно вкладывать в это деньги, понимать, зачем он это делает, и представлять структуру коммунальных платежей, - говорит эксперт Ольга Аринцева. - Это касается и так называемых скрытых работ в доме. Обо всех этих работах управляющая компания должна проинформировать собственников квартир через совет дома. Во всех своих действиях компания должна руководствоваться условиями договора управления или содержания дома, в которых вы прописали необходимые вам пункты. А совет дома должен изучать и корректировать условия договора, чтобы все было под контролем, и активно заниматься всеми вопросами, касающимися вашего общего имущества. Вы должны решать, что делать, а не ждать, что вам предложит УК. Пассивность собственников жилья, которые не ходят на общие собрания, дорого обходится.

Григорий Таранов, руководитель специализированного подразделения по борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ УМВД России по Калининградской области:

«- Многое зависит от собственников и нанимателей жилья. Большая часть вопросов, касающихся качества оказываемых услуг, может быть разрешена в гражданско-правовом порядке, поскольку Жилищный кодекс регулирует взаимоотношения между собственниками и управляющими компаниями. Есть сомнения по выставленным платежам и применяемым тарифам - обращайтесь в государственную жилищную инспекцию и службу по ценам и тарифам. Если эти структуры зафиксируют нарушения законодательства, сигнализируйте в прокуратуру или нам.»

Между тем

Прокурор города Балтийска обязал управляющую организацию "Эгида-Строй-Инвест" аннулировать незаконные счета на оплату водоснабжения. С этой фирмы суд в январе 2014 года взыскал накопившийся почти за два года долг МУП "Балтводоканал" - 4,3 миллиона рублей. А фирма, как выяснилось в ходе прокурорской проверки, разделила взысканную с нее сумму на 692 части (по количеству квартир в 10 домах, находящихся в ее управлении) и направила в каждую квартиру долговые квитанции. Однако расчет задолженности, как показала прокурорская проверка, был произведен в нарушение требований статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в частности, не были учтены платежи, внесенные гражданами за потребленную питьевую воду непосредственно в кассу "Балтводоканала".

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru