Отсутствие контроля со стороны Правительства РФ за установлением и применением в регионах нормативов потребления коммунальных услуг стало все острее напоминать о себе в последнее время. Рассмотрим, в чем это проявляется и какие меры следует предпринять для исправления ситуации.

М.Э. Разумов, эксперт журнала «Городское хозяйство и ЖКХ»

 

Установление нормативов потребления коммунальных услуг в субъектах РФ сопровождается рядом негативных моментов. Проблемы при этом выявляются следующие. Темпы роста тарифов на коммунальные услуги и платы граждан за коммунальные услуги ограничиваются на федеральном уровне. На территории многих регионов осуществляют деятельность инфраструктурные компании. И если у региона есть по отношению к ним обязательства по установлению размера тарифа, возникают попытки власти «усидеть на двух стульях»: с одной стороны – не превысить установленные ограничения, с другой – соблюсти обязательства перед инфраструктурными компаниями.

В результате регионы начинают манипулировать размерами и применением нормативов потребления коммунальных услуг, подгоняя их под имеющиеся ограничения.

К СВЕДЕНИЮ - Самый низкий норматив на холодное водоснабжение установлен в Ненецком автономном округе – 1,92 куб. м на человека, а самый высокий – в Москве, 6,88 куб. м на человека. На горячее водоснабжение самый высокий норматив в Тамбовской области – 6,04 куб. м на человека, самый низкий в Алтайском крае – 1,82 куб. м на человека.

Органы исполнительной власти субъектов РФ игнорируют положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Ярким примером может служить повсеместное несоблюдение требований указанных Правил по учету конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома при установлении и определении нормативов потребления коммунальных услуг. Зачастую для всего муниципального образования действует единая величина норматива.

Размеры установленных нормативов имеют колоссальный разброс. В двух соседних регионах с идентичными природно-климатическими и социально-экономическими условиями в типовых серийных многоквартирных домах размер норматива потребления коммунальных услуг может отличаться в несколько раз.

Пример: В Челябинской области норматив потребления на холодную воду установлен в размере 6,05 куб. м на человека, а в соседней Тюменской области – 2,81 куб. м.

В домах без приборов учета определить нормативы потребления коммунальных услуг в размере максимально приближенном к факту помогает метод аналогов. Его применение не позволяет искусственно манипулировать объемами. Однако в регионах этот метод не пользуется популярностью.

Нормы Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не исполняются рядом субъектов РФ. В частности, не определяются нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требует, чтобы нормативы потребления коммунальных услуг стимулировали к установке потребителями приборов учета коммунальных услуг и общедомовых приборов учета. Однако этого не происходит.

Пример: В Брянской и Псковской областях, республиках Ингушетия и Северная Осетия – Алания, в Ставропольском крае норматив на отопление установлен довольно низкий – 0,01 Гкал/кв. м.

Основная причина возникновения таких проблем – отсутствие какого-либо контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти за процессом установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Представляется необходимым и своевременным:

  • наделить Правительство РФ полномочиями на определение ответственного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за установлением и применением в субъектах РФ нормативов потребления коммунальных услуг;

  • создать специальную комиссию в указанном федеральном органе исполнительной власти. Наделить ее полномочиями на рассмотрение и досудебное урегулирование разногласий, возникающих при определении и установлении нормативов потребления коммунальных услуг;

  • актуализировать правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг с учетом: современных особенностей моделей потребления коммунальных ресурсов населением;

  • выверенных значений нормативных показателей, используемых при расчете нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов и расчетным методом.

В настоящее время эти предложения активно обсуждаются в Государственной Думе. После обсуждения планируется их реализация.

 

 

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru