Во избежание в дальнейшем ситуаций с резким ростом платежей за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, с которой столкнулись в этом году жители многоквартирных домов, Минстрой России пообещал устранить в Жилищном кодексе РФ и своих нормативно-правовых актах противоречивые нормы, которые дают возможность трактовать их не в пользу жильцов. К такой договоренности пришли представители Минстроя и участники экспертного совещания, организованного рабочей группой ОНФ «Качество повседневной жизни». В свою очередь активисты Народного фронта проведут работу в регионах, объясняя жильцам, что при увеличении сумм в платежках им следует обращаться с жалобами в ГЖИ.

Минстрой заверил ОНФ, что устранит разночтения в законодательстве, спровоцировавшие рост платежей за общедомовые нужды

В ОНФ продолжают поступать многочисленные обращения жителей многоквартирных домов о том, что с января 2017 г. у них резко выросли суммы платежей за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (освещение подъездов, затрата воды на их уборку и т.п.). Такие жалобы поступают из Ленинградской, Ульяновской, Псковской, Пензенской, Омской областей, Приморского края и других субъектов РФ.

Все началось со вступления в силу с 1 января 2017 г. постановления правительства РФ, согласно которому некоторые расходы (горячая, холодная вода, воодоотведение и электроэнергия на общедомовые нужды (ОДН) теперь считаются не коммунальными услугами, как раньше, а относятся к затратам на содержание общего имущества. В этой связи изменился и способ расчета за ОДН. Однако управляющие организации по-разному истолковали нормы, содержащиеся в актах правительства РФ.

Участники экспертного совещания отметили, что рост платежей произошел потому, что многие УК стали включать в расчет подвалы и чердаки, в результате площадь общего имущества резко увеличилась. Причем плату нередко выставляют даже в тех случаях, когда на чердаке и в подвале нет ни лампочек, ни источников воды для уборки.

Еще одна причина роста затрат граждан – переход во многих регионах при расчетах платежей с показателей коллективных (общедомовых) счетчиков на региональные нормативы потребления коммунальных ресурсов.

Дело в том, что до 2017 г. ОДН оплачивались двумя способами – по нормативу или по коллективному счетчику. Однако обладатели общедомовых приборов учета нередко жаловались на то, что управляющие компании бесконтрольно используют ресурсы дома и завышают начисления жителям за ОДН. Тогда правительство решило ограничить платежи граждан размером региональных нормативов потребления, то есть сколько бы ни показал счетчик, больше норматива с жильцов брать все равно нельзя.

Но власти ряда регионов и управляющие организации расценили эту норму как полную отмену расчетов по коллективным счетчикам. В результате те жители, которые ранее купили и установили ради экономии общедомовой прибор учета, теперь снова вынуждены переплачивать сверх того, что они потребили, так как во многих регионах действуют завышенные нормативы.

Минстрой РФ достаточно оперативно отреагировал на ситуацию и в середине февраля 2017 г. выпустил разъяснения, в которых говорится, что если дом оборудован общедомовым счетчиком и фактический объем потребленных ресурсов меньше регионального норматива, управляющие компании выставляют счета по фактическому объему.

Но, как подчеркнули участники встречи, эти разъяснения не имеют юридической силы, поэтому, чтобы у организаций, занимающихся обслуживанием домов, были правовые основания для начисления платежей жителям за ОДН по коллективным счетчикам, необходимо вносить изменения в законодательство.

«Несколько регионов своим решением приняли положения о том, что люди могут рассчитываться по приборам учета. Однако в ряде субъектов категорически отказывают собственникам в подобном праве, заставляя их фактически платить за непотребленную энергию, это происходит в Камчатском крае, Тульской области, ЯНАО, Приморском крае», – рассказала руководитель НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

Президент института ГАСИС НИУ «Высшая школа экономики» Павел Жбанов также обратил внимание на то, что «трактовка работы с методологией ОДН различна не только в муниципалитетах, но и в ГЖИ разных субъектов». «Даже в Госжилинспекции нет единого понимания происходящего. В результате мы получаем пеструю картину по всем субъектам», – отметил Жбанов.

«В частности, например, в Пензе Госжилинспекция считает такие начисления законными, ссылаясь на письмо Минстроя, в котором были даны рекомендации о применении увеличенных площадей для электроэнергии на содержание общего имущества, – отмечает председатель Общественной контрольной организации Сарова, директор юридического бюро «Правовая помощь» Дмитрий Стерхов. – А вот в Ярославле сочли это грубым нарушением порядка ценообразования и приняли меры для урегулирования ситуации. Поэтому крайне важно привести понимание ситуации к общему знаменателю».

В ответ на это заместитель директора департамента ЖКХ Минстроя России Ольга Олейникова заверила, что министерство внимательно следит за ситуацией и видит двойное прочтение норм. «Все считают, что нужно использовать при расчетах нормативы, а приборы учета многие субъекты игнорируют. Поэтому мы черным по белому пропишем в Жилищном кодексе и постановлениях правительства, что если общедомовой счетчик показывает меньше норматива, платите по счетчику. Что касается включения в расчеты площадей чердаков и подвалов, тут причиной роста платежей стали и неточности в нормативных документах, и ошибки в расчетах на местах. Поэтому мы, во-первых, дадим разъяснение, где будет формула расчета – как что должно сокращаться по площадям. А в части нормативной базы поправим, чтобы однозначно уже никаких разночтений не было», – сказала Олейникова.

Еще одна потенциальная проблема в истории с ОДН – новые нормативы потребления, которые регионы должны утвердить до 1 июня 2017 г. Единых методик расчета таких нормативов нет, и Минстрой считает создание таких методик бессмысленной затеей, учитывая разнообразие условий, с которыми приходится считаться в десятках российских субъектов. Однако эксперты выражают опасения, что новые нормативы могут оказаться слишком завышенными или заниженными. В случае завышения нормативов жители вновь столкнутся с ростом платы расходов на общедомовые нужды. А в случае занижения – управляющие компании будут терпеть убытки, когда реальное потребление ресурсов превысит норматив. Часть управляющих компаний и ТСЖ откажутся от обслуживания убыточных домов. Поэтому очевидно, по мнению экспертов, что норматив должен быть экономически обоснован.

«Регионы же сейчас торопятся выполнить требования закона – принять новые нормативы к 1 июня, и зачастую такая спешка приводит к некорректным расчетам. К примеру, ни одна энергокомпания Алтайского края, которая предоставляла информацию в тарифный орган, не обладает достоверными данными о площадях общедомового имущества. Однако именно эта величина является одной из главных составляющих в формуле расчета нормативов. А потому на сегодняшний день управление по тарифам лишено возможности дать экономическую оценку полученным данным и сформировать тот норматив, который, во-первых, будет корректно посчитан и, во-вторых, не повлечет за собой новый кризис в системе ЖКХ», – отметил эксперт регионального отделения ОНФ в Алтайском крае, президент Краевой ассоциации жилищного самоуправления Дмитрий Косов.

При этом Светлана Разворотнева сообщила, что в тех немногих регионах, где власти уже напряглись и посчитали новые нормативы потребления (Московская область, Оренбург, Башкортостан, Санкт-Петербург, Татарстан, Республика Мордовия), «ЖКХ Контроль» уже видит снижение платежей за ОДН – так, к примеру, произошло в Башкортостане и Московской области.

«С одной стороны, нельзя не согласиться с Минстроем в том, что вряд ли возможно создать некую единую методику расчета нормативов для всех без исключения регионов. Однако нельзя и пускать этот процесс на самотек. Поэтому мы планируем после 1 июня провести мониторинг: изучить и сравнить новые нормативы потребления коммунальных ресурсов с прежними и предоставить результаты работы экспертов Народного фронта в Минстрой. А пока наши активисты на местах займутся работой с населением и будут объяснять жильцам многоквартирных домов, что если они обнаружили в платежках новые, более высокие суммы за общедомовые нужды, необходимо обращаться в ГЖИ, а те, в свою очередь, заставят управляющие организации сделать перерасчет», – сообщила член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru