Сегодня установлено, что схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет. Первоначальный срок утверждения схем в каждом поселении и городском округе был определен переходными положениями Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Статья 29 этого закона предусматривала, что схемы должны быть утверждены не позднее 31 декабря 2011 года.

Однако не все регионы и муниципалитеты эту обязанность выполнили. Сказалось отсутствие последствий и ответственности за неразмещение информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения и за нарушение предусмотренных законом требований к публичности и прозрачности процедуры обсуждения проектов схем теплоснабжения, которые часто не соблюдаются из-за отсутствия каких-либо санкций.

Этим объясняется, в том числе, появление в некоторых поселениях Ленинградской области компаний «прокладок» между производителями тепловой энергии и потребителями. Не прилагая никаких усилий, в качестве исполнителя привлекая на аварии того же производителя тепла с его специалистами и техникой, у заинтересованных юридических лиц, арендовавших сетевое хозяйство, появляется неиссякаемый источник получения прибыли. Не контролируемый потребителями и тем более, организовавшими этот поток своими решениями, депутатами и руководящими органами поселений. Пример Выборгского района с митингом в марте 2016года, в каком-то смысле стал контрольной точкой, которая сподвигла губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко на принятие решений точечно снижающих социальную напряженность.

Снабжение жителей Ленинградской области водой, теплом, газом и электричеством — это социальная функция органов государственной власти. И контроль за качеством и стоимостью этих ресурсов одна из главных функций как органов местного самоуправления, так и регионального правительства.

В условиях отсутствия контроля регулирующих органов пример из жизни города Сланцы Ленинградской области.

В ст.20 Федерального закона №190 «О теплоснабжении» от 27.07.2010г. прописано, что при подготовке к отопительному сезону проверяется готовность теплоснабжающих организаций к поддержанию температурного графика утвержденного схемой теплоснабжения.

В ст.23 говорится об обязанности соответствующих должностных лиц уполномоченных органов осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график.

Вопрос этот неоднократно обсуждался на проводимых главой МО «Сланцевское городское поселение» совещаниях, посвященных теплоснабжению, в течении всего зимнего периода сезона 2016-2017г.

На одном из таких совещаний специалист комитета ЖКХ администрации Бычков В.Н., произнес удивившую всех фразу, что была устная договоренность с компанией «Нева Энергия» работать так просто, как ей заблагорассудится.

«Нева Энергия» - компания арендовавшая сети теплоснабжения в городе Сланцы, для которой ЛенРТК утвердил соответствующие тарифы.

Пример работы «Нева Энергия» этой зимой: при появлении большого количества жалоб на холод в квартирах, поднимала температуру теплоносителя. Жалобу проверяли через 2-3 дня, чтобы успела квартира, из которой пришло обращение, немного прогреться и можно было в акте отобразить, что факт низкой температуры не подтвердился.

После предупреждения председателем общественной палаты директора «Нева Энергия» Романа Дученко об обращении в прокуратуру, если в течении недели не будет предоставлен график и схемы теплоснабжения, этот документ в тот же день появился у председателя комитета по ЖКХ.

А главное, вместо требуемого графика регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренного схемой теплоснабжения, приложен примерный температурный график входа в абстрактный МКД, датированный 2013годом.

Именно так разъяснил Галине Васильевой, представителю регионального Центра общественного контроля ЖКХ и председателю комиссии по ЖКХ общественной палаты Сланцевского района, полученное приложение к «Утверждаемой части» председатель комитета ЖКХ города Сланцы Андрей Лавренов.

Его нисколько не смутило, показанное Галиной Васильевой, несоответствие данного графика с теми температурами, которые выдает источник тепла и температуру на входе в дом при -20 градусов на улице. Больше совещаний по теме теплоснабжения в городе не проводилось.

 

СПРАВКА:

В Госдуму внесен проект федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О теплоснабжении" и "Кодекс об административных правонарушениях", разработанный по поручению поручения заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака.

Цель законопроекта – повышение ответственности органов исполнительной власти городов федерального значения и органов местного самоуправления за несоблюдение требований к схемам теплоснабжения, разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Законопроектом предлагается разрешить федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, выдавать предписания об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

Отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения значительно усложняет принятие оптимальных инвестиционных решений; приводит к затягиванию сроков назначения единой теплоснабжающей организации, сроков подключения потребителей к системам теплоснабжения, утверждению схемы теплоснабжения с нарушениями установленных требований и т.д..

Также законопроект предусматривает внесение изменений в КоАП РФ, которые предусматривают ответственность органов местного самоуправления за нарушение требований к схемам теплоснабжения и порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения муниципалитетов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек.

Одним из составов правонарушений предлагается ответственность за неразмещение информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения. Это необходимо в связи с тем, что предусмотренные законом требования к публичности и прозрачности процедуры обсуждения проектов схем теплоснабжения часто не соблюдаются из-за отсутствия каких-либо санкций.

Размеры штрафных санкций устанавливаются по аналогии со сходными по последствиям статьями КоАП с учетом ужесточения наказания за повторное совершение правонарушения. Последствия от нарушений в части схем теплоснабжения выражаются в потенциальном снижении надежности и экономическом ущербе для потребителей системы. Такие последствия аналогичны последствиям существующих составов административного правонарушения, определенных статьями 9.16 и 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (о нарушениях законодательства об энергосбережении и о нарушении нормативов запасов топлива на станциях соответственно).

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru