Владимир СЛЕПАК, Общественная палата РФ

Владимир СЛЕПАК, Общественная палата РФ

Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин предложил освободить жителей новостроек от взносов на капремонт. При этом он отметил, что в настоящее время гражданами уже собрано на эти цели более 142 млрд руб.

Порой мы не задумываемся о существенной разнице в положении людей. Предъявляем одинаковые требования ко всем без разбора, а потом не хотим вникать в ситуацию и не можем ответить на вопрос, почему мы так поступили. Поэтому Сергей Степашин абсолютно прав, говоря об освобождении жителей новостроек от платежей на капремонт минимум на пять лет.

С другой стороны, этот вопрос вообще не должен возникать, поскольку никто не отменял гарантию застройщика. Согласно ей, если  дом сдан до 1 июля 2016 года, то в последующие пять лет постройка находится  на гарантии строительной компании, которая обязана устранять все неисправности общедомового имущества без привлечения управляющих организаций и тем более Фонда капитального ремонта.

Думаю, что в таких серьезных вопросах мы должны руководствоваться законодательством, строго регламентирующим данную процедуру, сроки и ответственность управляющих компаний. В противном случае все эти процедуры являются незаконными и подпадают под действие УК РФ.

Напомню также, что два года назад депутаты Госдумы приняли поправки в законодательство, согласно которым региональные депутаты должны освободить жильцов новостроек (не более 5 лет с момента постройки) от платы за капремонт. Поэтому, согласно п. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, обязанность граждан, связанная с взносами, возникает не ранее чем по истечении указанного срока.

Мы оставили гражданам, с моей точки зрения, неубедительный выбор способа формирования фонда через специальный счет или общий счет регионального оператора. Я думаю, государство должно гарантировать максимальную доходность по этим счетам и обеспечивать строгий контроль их расходования.

Широко известны случаи мошенничества с этими деньгами, которые шли на выплату астрономических зарплат работникам управляющих компаний или размещались по сговору на условиях минимального депозита в банковских структурах.

Чтобы уйти от принудительного и непопулярного порядка сбора средств, мне представляется целесообразным рассмотреть международный опыт проведения капитального ремонта. В принципе, он очень простой, а сам процесс не растягивается, как у нас, на 40 лет. Его суть его в том, что к моменту проведения капитального ремонта жители в разовом порядке собирают часть средств и идут в банк, где на льготных условиях получают кредит, дополняющий необходимую сумму.

Данная схема фактически представляет собой широко используемое банками проектное финансирование. И я считаю, что ее нужно внедрить у нас как можно быстрее.