Владимир СЛЕПАК, Общественная палата РФ
Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин предложил освободить жителей новостроек от взносов на капремонт. При этом он отметил, что в настоящее время гражданами уже собрано на эти цели более 142 млрд руб.
Порой мы не задумываемся о существенной разнице в положении людей. Предъявляем одинаковые требования ко всем без разбора, а потом не хотим вникать в ситуацию и не можем ответить на вопрос, почему мы так поступили. Поэтому Сергей Степашин абсолютно прав, говоря об освобождении жителей новостроек от платежей на капремонт минимум на пять лет.
С другой стороны, этот вопрос вообще не должен возникать, поскольку никто не отменял гарантию застройщика. Согласно ей, если дом сдан до 1 июля 2016 года, то в последующие пять лет постройка находится на гарантии строительной компании, которая обязана устранять все неисправности общедомового имущества без привлечения управляющих организаций и тем более Фонда капитального ремонта.
Думаю, что в таких серьезных вопросах мы должны руководствоваться законодательством, строго регламентирующим данную процедуру, сроки и ответственность управляющих компаний. В противном случае все эти процедуры являются незаконными и подпадают под действие УК РФ.
Напомню также, что два года назад депутаты Госдумы приняли поправки в законодательство, согласно которым региональные депутаты должны освободить жильцов новостроек (не более 5 лет с момента постройки) от платы за капремонт. Поэтому, согласно п. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, обязанность граждан, связанная с взносами, возникает не ранее чем по истечении указанного срока.
Мы оставили гражданам, с моей точки зрения, неубедительный выбор способа формирования фонда через специальный счет или общий счет регионального оператора. Я думаю, государство должно гарантировать максимальную доходность по этим счетам и обеспечивать строгий контроль их расходования.
Широко известны случаи мошенничества с этими деньгами, которые шли на выплату астрономических зарплат работникам управляющих компаний или размещались по сговору на условиях минимального депозита в банковских структурах.
Чтобы уйти от принудительного и непопулярного порядка сбора средств, мне представляется целесообразным рассмотреть международный опыт проведения капитального ремонта. В принципе, он очень простой, а сам процесс не растягивается, как у нас, на 40 лет. Его суть его в том, что к моменту проведения капитального ремонта жители в разовом порядке собирают часть средств и идут в банк, где на льготных условиях получают кредит, дополняющий необходимую сумму.
Данная схема фактически представляет собой широко используемое банками проектное финансирование. И я считаю, что ее нужно внедрить у нас как можно быстрее.