ЖКХ - территория заблуждения

Когда-то, в советское время, люди жили в многоквартирных домах и не знали что такое общедомовое имущество. Имущество все было государственное. Но прошли годы, и прошла приватизация, которая сделала всех владельцев собственниками квартир и, соответственно, рублевыми миллионерами. Но это только тех, кто успел продать «лишнюю» квартиру. А те, кто остался жить в своей родной, полученной от государства жилплощади, получили в довесок еще и общедомовое имущество, сокращенно ОДИ. Но люди, как и раньше, почему-то продолжали считать, что их собственность ограничивается только стенами их собственной квартиры, а то, что за дверями, это хоть и какое-то общее, но уж точно не их, а значит ничье. А раз ничье, то там можно курить, бросать мусор, присваивать площадки под кладовки на лестничных клетках и площадках. Все равно за это ничего не будет, раз это ничье. К тому же в платежках стали приходить начисления за общедомовые нужды, сокращенно ОДН. А значит тем более не надо париться по поводу ничейного имущества. И все почему-то посчитали, что раз мы платим кому-то, то и спрос с кого-то, но не с нас.

Представьте другую картину. Вы купили машину. Она ваша собственность. Вы едете по дороге и, вас останавливает инспектор. И тут он предлагает проверить техническое состояние вашей машины. Затяните, пожалуйста, ручник, ой, что-то он не держит. Кто за это должен отвечать? Ну, конечно же, хозяин машины. У вас и в голову не придет валить на какого-то автомеханика, который что-то там не дотянул, а вы ему деньги заплатили. А все почему, потому что вы хозяин. С хозяина и спрос. Так что никакие отмазки не помогут. А почему тогда они должны проходить, когда вас спрашивают, почему у вас окурки на этаже прямо перед вашими дверями. Вы тут же сошлетесь на плохую работу уборщицы, несознательных соседей и несовершенство жилищного законодательства. И в конце добавите, что вы за это деньги платите. Но почему везде, где вы деньги платите, спрашиваете за работу, а здесь нет? И почему позволяете всяким недоразвитым личностям плевать у вас на площадке? А все потому, что человек не чувствует себя хозяином в доме. И это главное заблуждение, которое и приводит к грязным подъездам, разбитым окнам, открытым дверям и высоким тарифам. К сожалению, это заблуждение всячески пытаются поддержать управляющие компании и даже местные администрации, которые считают себя не структурами, которым доверили за деньги содержание общего имущества и инженерных сетей, а полноценными хозяевами. Эти хозяева могут запросто изъять ваше имущество из подвала и увезти в неизвестном направлении, даже не поинтересовавшись, как оно, это имущество туда попало. И хорошо, что только имущество. Иногда могут пропасть из домовой собственности и сами подвалы, а также чердаки и, даже фрагменты лестничных маршей. Все зависит от коммерческой привлекательности этих помещений.

Годами культивируемое в нашем сознании понятие, что государство – это мы, а раз мы государство, то все и принадлежит государству. Но вот пришло новое время и старое, почти забытое понятие под названием «частная собственность». А частной собственностью надо как-то управлять. И тут выяснилось, что советская власть начисто отбила у народа способность к самоорганизации. Только единицы, благодаря своей энергии и энтузиазму, смогли, хоть как-то, взять под контроль свое имущество организовав товарищества собственников жилья. Теперь мы видим огромный разрыв в состоянии общего имущества ТСЖ и там, где его нет. А еще мы видим разницу в оплате за коммунальные услуги и ресурсы.

Второе заблуждение, которое царит в большинстве голов собственников жилья — это фатализм. Тотальное неверие, что ничего поделать нельзя. И это неверие, умноженное на равнодушие выбить чрезвычайно сложно. Однако практика показывает, что безвыходных ситуаций не бывает, даже в сфере ЖКХ. К тому же постоянно растущие тарифы активизируют разум даже самых ленивых. Правда, ленивые ищут способы экономии, как правило, незаконным путем, сваливая «недоимки» на своих соседей. Но, рано или поздно, и этому придет конец. Технические возможности современных технологий позволяют контролировать все и вся. Но вот знакомство с этими технологиями идет пока очень туго. Кстати, сейчас в регионе организована Школа грамотного потребителя, ориентированная как раз на то, чтобы ликвидировать пробел в знаниях не только у жильцов, но и у чиновников, депутатов и работников жилищно-коммунальной сферы. Мне, как участнику этого проекта, хорошо виден этот колоссальный разрыв применения новейших технологий у нас и за рубежом. К слову сказать, хорошие примеры правильной организации домового хозяйства существуют и в России. Вот только пропаганда этих передовых достижений у нас поставлена очень слабо. А ведь еще древнеримский философ Сенека сказал: «Долог путь наставлений. Краток и убедителен путь примеров». Видимо и нам придется организовать образцово-показательные объекты, на примере которых будут учиться другие люди.

Еще одно заблуждение, которое очень скоро рассеется, касается управляющих компаний. Поначалу всем казалось, что деньги в ЖКХ очень легкие и бесконтрольные. Так и было довольно продолжительное время, пока под напором общественности не появились на свет законодательные акты, предписывающие обслуживающие жилой фонд структуры подтянуть свою квалификацию и получить лицензию, а также отвечать по закону за свою плохую работу. После этого в этом сладком пирожке появился привкус горечи. По прогнозам аналитиков по окончании лицензирования количество управляющих компаний уменьшится минимум на 15%. Потом в течение года не смогут «оправдать доверие» еще около 10%. Зато в последствие резко снизится количество нареканий от населения на работу оставшихся. К тому же держать в тонусе их будут помогать общественные инспекторы, которые будут работать под крышей комитета государственного жилищного надзора и контроля. Так что в ближайшем будущем мы начнем выходить из этого замкнутого круга, и свет в конце тоннеля под названием ЖКХ все-таки появится.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru