Объединенный "Водоканал" в Ленинградской области

Ленобласть собирается восстановить 136 изношенных систем водоснабжения и водоотведения в поселках путем объединения их в единый «Водоканал» с последующей передачей в концессии частному бизнесу

Власти Ленобласти затеяли грандиозный проект объединения мелких муниципальных «Водоканалов» в один большой централизованный ГУП или ОАО со 100% собственностью Ленинградской области. Этот единый «Водоканал» должен начать полноценную деятельность с 1 января 2016 года.

Как сообщил вице-губернатор по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский, для реализации проекта создан филиал одного из областных госпредприятий, который займется подготовкой к началу деятельности единого водоканала Ленинградской области (ЕВЛО). Его основными задачами будет подготовка документов «под ключ» для регистрации областного водоканала, анализ финансово-экономической деятельности 136 водоканалов, инвентаризация их имущества. Также при учебно-курсовом комбинате Ленобласти создан филиал по вопросам водоснабжения и водоотведения.

Объединят неэффективных

Как уточняют в правительстве Ленобласти, объединять будут не все водоканалы области (всего их 154), а только те, чье имущество принадлежит муниципалитетам. Таких в области 60%. Они находятся в управлении МУПов, а также ЗАО, ОАО, ООО, арендующих муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения. Имущество остальных водоканалов находится в частной собственности и они реорганизации не подлежат. Во-вторых, не будут трогать водоканалы, уже приведенные в цивилизованный вид усилиями застройщиков (главным образом в зоне интенсивного жилищного строительства в областных пригородах Петербурга).

«По поручению врио губернатора о создании единого в области предприятия водоснабжения и водоотведения с единой тарифной и инвестиционной политикой мы планируем переоформить в областную собственность все неэффективные объекты муниципальных образований. В первую очередь, это коснется водоканалов Лужского, Лодейнопольского, Подпорожского, Волховского, Бокситогорского, и возможно, Выборгского районов», – отмечает Ю.Пахомовский.

«В настоящее время областной бюджет выплачивает значительную сумму межтарифной разницы, которая, в основном используется на покрытие убытков и затрат компаний, а надо, чтобы эти деньги направлялись в реконструкцию объектов. Единая структура также позволит в рамках государственно-частного партнерства привлечь концессионеров в сферу ЖКХ. Из-за больших сроков окупаемости реконструкции и строительства объектов водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне это сегодня сделать крайне сложно – инвесторам нужны гарантии регионального уровня. С другой стороны, по федеральному законодательству мы должны до конца года передать в концессию все объекты муниципального коммунального имущества старше пяти лет», - поясняет он.

 

Объединение подготовят

В правительстве признают, что юридический механизм передачи муниципальной собственности в областную не проработан и это предстоит сделать. «Необходимо провести большую работу правительству Ленобласти и ЗакСобранию с участием муниципальных образований в части внесения дополнений в законы субъекта», -- сообщила пресс-служба правительства.

Судя по ответу пресс-службы правительства на запрос РБК Петербург, на первых порах будут предприняты меры по улучшению управления водоканалами. Для этого предполагается устранить нынешние дефекты, в частности, «потери воды, которые у некоторых водоканалов в разные периоды года достигают 40-50%. Причем не всегда это связано с состоянием самой системы водоснабжения. Как правило – это несанкционированные подключения и отбор воды, отсутствие приборов учета, обоснованных нормативов потребления воды, и, как следствие, превышение лимитов отбора воды». Предполагается также наладить обучение и подбор квалифицированных кадров в сфере ЖКХ, повысить собираемость платежей за коммунальные услуги. В результате, «снизив объем дотаций на возмещение убытков, часть высвобожденных средств от бывших дотаций предполагается использовать для модернизации существующей системы, сохранив установленный государством уровень роста тарифов».

Правда, как усилиями одной централизованной структуры такую серьезную работу предполагается проделать со 136 водоканалами, разбросанными на сотни километров по огромной территории области, остается непонятным. А главное – не вполне ясно, зачем это нужно, если водоканалы потом планируется передавать в концессии.

Концессия – правильный способ

Судя по словам девелоперов, состояние инженерных сетей вообще и водопроводных (канализационных) в частности в поселках Ленобласти удручающее. У муниципалитетов нет денег на их восстановление, а область выделяет на это средства в редких случаях, да и то, как правило, лишь на латание дыр. Строятся новые сети или восстанавливаются старые только в петербургской агломерации, где идет крупномасштабное жилищное строительство. Сетями там занимаются сами строители жилья, поскольку без этого реализовывать жилищные проекты невозможно. Правда, они строят (восстанавливают) только те сети, которые им нужны для своих проектов – как правило, на окраинах поселков. Сами же поселки обслуживаются старыми изношенными сетями, в лучшем случае наспех залатанными.

В то же время они отмечают, что цена вопроса довольно велика. «Мы вложили около 100 млн рублей в восстановление водопроводных и канализационных сетей в поселке Малое Карлино, - говорит генеральный директор ГК «Содружество» Владимир Иванов. – 22 млн вложили в водопровод: прочистили и углубили скважины, заменили трубы. 76 млн потратили на очистные сооружения и канализацию».

Восстановление сетей путем передачи «Водоканалов» в концессию частным компаниям все эксперты, опрошенные РБК Петербург, называет оптимальным способом, поскольку поручать это дело чиновникам, особенно, муниципальным, они считают крайне опасным. «Если ты заплатишь им деньги, это не значит, что к моменту сдачи дома у тебя будет вода. Скорее всего, не будет ничего. Деньги рассосутся, исчезнут. Мы не раз с этим сталкивались», - утверждает В.Иванов. Генеральный директор ГК «Центр долевого строительства» (ЦДС) Михаил Медведев тоже одобряет идею концессии: «Концессия это всегда хорошо». В то же время он считает, что застройщики вряд ли будут этим заниматься: «Это не наш бизнес. Мы жильем занимаемся». Найдутся ли желающие среди предпринимателей, из других сфер бизнеса, он не может сказать.

Зато в этом уверен управляющий партнер КБ ВиПС Вячеслав Семененко: «Частные инвестиции в энергетику идут, это выгодно. Так что концессионеры наверняка найдутся». По его словам, опыт Петербурга демонстрирует эффективность как централизованного «Водоканала», так и перспективность привлечения к решению инфраструктурных проблем средств частного бизнеса. «Крупный, централизованный «Водоканал», имеет большие возможности привлекать инвестиции, даже иностранные, - считает В.Семененко. – И, конечно, он гораздо привлекательнее мелких муниципальных структур в качестве партнера для концессионеров. В Петербурге такая логика хорошо работает. Будет работать и в Ленобласти».

В депрессивных районах не получится

Однако не все специалисты уверены в успехе начинания. Занимавшийся разработкой ПЗЗ, генпланов и ППТ, в том числе для муниципальных водоканалов многих поселений Ленобласти генеральный директор ООО «Матвеев и К», архитектор Игорь Матвеев уверен, что в отдаленных депрессивных районах, которыми, судя по списку Ю.Пахомовского, в первую очередь как раз и хотят заниматься областные власти, концессионный механизм не сработает. «Там очень низкая плотность населения, вообще мало жителей, а те, что есть, бедны и зачастую вообще не платят за коммунальные услуги. Они не способны окупить инвестиции даже за сто лет. Концессии без спроса не бывает. Это как в торговле. Никто же не строит супермаркет в деревне, где живут три бабки. Нужны потоки, чтобы окупить затраты». Такие потоки есть в петербургской агломерации, но эти районы в перечень Ю.Пахомовского не входят, хотя водоканалы там в старых поселках далеко не в идеальном состоянии.

И.Матвеев считает, что сначала власти должны развить малонаселенные депрессивные территории, чтобы там перестала падать численность населения, чтобы люди перестали оттуда уезжать, а остающиеся – спиваться, чтобы там появился бизнес, какие-то производства. «Надо придумать механизмы, чтобы затянуть туда жизнь, - говорит И.Матвеев. – Тогда появится спрос и можно делать концессию. Сейчас у областных властей, я считаю, нет даже эффективной концепции развития депрессивных территорий».

Негативный опыт

Некоторые специалисты и участники рынка указывают на негативный опыт предыдущих попыток восстанавливать сети усилиями частных инвесторов. «Года полтора назад инвесторы собирались в комитете по ЖКХ Ленобласти, заключали договоры о намерениях, но работа так и не началась, - говорит главный инженер Института территориального планирования «Урбаника» Ольга Можгова. – Как я понимаю, власти не смогли разработать эффективный механизм реализации подобных проектов. Хотя они обещали обеспечивать адекватную тарифную политику, предоставлять инвесторам госгарантии, о которых сейчас говорит Пахомовский, но этого оказалось недостаточно».

О причинах неудачи РБК рассказал Юрий Озеров - один из участников тех переговоров, замгендиректора довольно крупной компании ООО «Меридиан», соглашавшейся выступить концессионером по проекту реконструкции всех очистных сооружений (компания на них специализируется) Волосовского района Ленобласти. Согласно расчетам, который проделали специалисты ООО «Меридиан» в 2013-2014 годах, за десять лет можно окупить за счет тарифа, без его дополнительного повышения, очистное сооружение мощностью свыше 10 тыс. куб. метров в сутки. Для этого необходимо, как правильно говорит И.Матвеев, довольно большое количество исправно платящих потребителей. Если их меньше, но все же достаточно для полной загрузки оборудования, мощностью не менее 2 тыс. куб. метров в сутки, то окупаемость за те же десять лет может быть обеспечена только дополнительными (к населению) платежами коммерческих потребителей – подключающихся деловых объектов (офисов, торговых центров, производственных предприятий и т.п.).

«Если всего этого нет, как в Волосовском районе, где плотность населения низкая и надо строить несколько мелких сооружений на 200 – 500 кубов, то без государственного инвестирования обойтись невозможно, - утверждает Ю.Озеров. – Областные власти с этим согласились, и мы обсуждали только доли совместного участия в проекте – либо напополам, либо в соотношении 60:40, где большую часть из 1,2 млрд руб. затрат на первую очередь очистных сооружений должен был инвестировать областной бюджет». Власти согласились внести свою долю, но проект реализовать не удалось, по словам Ю.Озерова, из-за организационной неразберихи. «Проект утонул в массе мелких проблем, которые никто не хотел решать, - утверждает он. - Например, мы никак не могли договориться о финансировании разработки проектной документации. Также надо было договариваться с муниципалитетами, на чьем балансе находились очистные и их земельные участки. Этим надо было серьезно заниматься, потому что муниципальные чиновники некомпетентны. Но в области не было необходимого числа специалистов и единого управления проектом. В этом смысле сейчас правительство поступает совершенно правильно, когда создает специализированную структуру и собирается забирать муниципальное имущество в свою собственность».

Придется напрячься

Ю.Озеров согласен с И.Матвеевым, что в районах, названных Ю.Пахомовским, концессию в чистом виде реализовать не удастся. Необходимо долевое участие области в финансировании проектов. Размер доли зависит от ситуации в конкретном поселении.

Как утверждает О.Можгова, которая в принципе одобряет концессионный механизм, подобные проекты более или менее успешно работают только в крупных городах России, а в малочисленных населенных пунктах не получается. Главными причинами она называет недостаточную квалификацию муниципальных чиновников и абсолютную неспособность местных бюджетов малонаселенных депрессивных поселений финансировать восстановление сетей даже частично, а полностью переложить затраты на концессионера не удается по причинам, о которых говорит Ю.Озеров. В результате экономика проекта не сходится. 

«Инициаторам нынешней попытки необходимо учесть этот опыт, иначе ничего не получится и в этот раз, но то, что надо обязательно что-нибудь предпринимать для обеспечения жителей Ленобласти чистой водой и для защиты природных объектов от неочищенных стоков – это точно», - уверена эксперт.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru