Печать
Просмотров: 2651
Руководители фондов капремонта не соответствуют приказу Минстроя

Минстрой России издал Приказ, утверждающий обязательные квалификационные требования к руководителям организаций, обеспечивающих проведение капитального ремонта в многоквартирных домах.

Эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» провели повторный мониторинг сайтов регоператоров, чтобы оценить, насколько компетенция людей, занимающих сегодня эти должности, соответствуют новым критериям Минстроя.

Выводы оказались неутешительными. В большинстве регионов информация о руководителях регоператоров, распоряжающихся миллиардами рублей собственников жилья, направляемых на капитальный ремонт, скрывается от населения.

Согласно новому приказу Минстроя, руководитель или кандидат на пост руководителя регионального Фонда оператора капитального ремонта должен иметь высшее образование и квалификацию по специальности строительство, юриспруденция или экономика, а также обладать опытом работы в строительстве или ЖКХ не менее 10 лет (три из которых – работа на руководящей должности в этой сфере).

Эксперты рабочей группы Центрального штаба ОНФ «Качество повседневной жизни» проанализировали сайты всех региональных операторов капремонта с целью выяснить, кто сейчас управляет распределением денег граждан, собранных на капремонт, и насколько эти люди соответствуют выдвинутым Минстроем требованиям.

Однако выяснить это не удалось, так как из 85 сайтов региональных фондов только на девяти (Москва, Московская область, Дагестан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская область, Республика Бурятия, Калужская область) была полностью раскрыта информация, по которой можно было сделать анализ на соответствие компетенции руководителей критериям Минстроя (фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы), в двух регионах – Чукотском автономном округе и Крыму – вообще не оказалось соответствующих интернет-ресурсов.

Подавляющее число, 69 регоператоров, на своих интернет-ресурсах указывают лишь фамилию руководителя фонда – как правило, в графе «Контакты». В Ставропольском крае и Якутии сведения о руководителях представлены не в полном объеме (нет полной информации о стаже работы или образовании).

В Орловской, Брянской областях и Республике Мордовия упоминания о руководителе присутствуют лишь в разделе «Новости». 

Проанализировав информацию из открытых источников, эксперты ОНФ не нашли никакой информации о руководителях 37 фондов. По информации из открытых источников, опираться на которую в полной мере нельзя, только 24 руководителя фондов имеют хоть какое-то отношение к сфере ЖКХ, пять – имеют опыт в сфере строительства, двое – пришли из отрасли энергетики, еще двое – из сферы дорожного строительства. 

При этом по вопросу наличия у ряда руководителей достаточных компетенций для управления столь серьезной работой, как капитальный ремонт домов целых регионов, у экспертов ОНФ возникли серьезные сомнения. Например, в Ставропольском крае курировать капремонт поручено депутату областной Думы, представителю сразу двух комитетов, ни один из которых не имеет отношения к сфере ЖКХ: по образованию и науке, а также по культуре, молодежной политике, физической культуре и СМИ. 

Руководителем фонда в Псковской области тоже стал депутат – бывший заместитель председателя комитета по АПК и природопользованию местного Заксобрания и координатор представительства Межрегиональной общественной организации «Право на оружие», которая выступает за расширение прав граждан на ношение оружия.

В Якутии руководитель регоператора – настоящий универсал: зооинженер, менеджер, за свою многолетнюю карьеру курировавший на разных должностях и общественные, и политические организации, и молодежь, и управление персоналом.

В Липецкой области руководителем фонда стал депутат областного Законодательного собрания, выпускник Липецкого педагогического университета. Его компетенции выглядят даже в каком-то смысле излишними для руководителя регинального Фонда капитального ремонта: до последнего времени он остается не только действующим депутатом Облсобрания, но и предпринимателем – согласно данным информационной базы СПАРК на конец 2014 г., он выступает совладельцем пяти компаний, три из которых (ЗАО «Интеграл», ООО «Серебряные пруды», ЗАО «Союз») работают в сфере строительства. Что наводит на мысли о возможном конфликте интересов.

В Свердловской области главным ответственным за капремонт был назначен выпускник-отличник Екатернбургского лицея искусств им. С. Дягилева (серебряная медаль), экс-депутат областного Заксобрания, где он курировал вопросы семьи, материнства и детства. Правда, незадолго до назначения руководителем местного фонда капремонта он увлекся ЖКХ и помог в Октябрьском районе Екатеринбурга создать 40 домовых советов.  Однако на его работу в областном фонде капремонта уже массово жалуются жители региона. В региональный исполком ОНФ поступают обращения из многих муниципалитетов, они касаются нарушений и злоупотреблений при составлении планов проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, составления смет на них, а также заключения договоров с определенными строительными компаниями целого ряда муниципалитетов Екатеринбурга, Березовского, Артемовского, Верхней Салды, Михайловска, Нижнего Тагила, Нижней Туры, Сысерти, Тавды и других.

Проблемами ЖКХ, в частности проблемами капремонта, должен заниматься человек, имеющий соответствующие квалификацию и опыт работы, объясняет член рабочей группы ЦШ ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина.

«Он должен знать, в какой период года нужно покрывать крышу здания, а в какой проводить ремонтные работы системы отопления. От этого зависит грамотное распределение денежных средств на ремонтные работы. Требования, выдвинутые Минстроем к кандидатам на должность руководителя регионального оператора, вполне адекватны и объективны. Сегодня же этим занимаются люди, в основном имеющие косвенное отношения к этой сфере. Чтобы обеспечить выполнение всех этих правил, должен быть конкурс на такую должность, в выборах должны принимать участие общественники, простые граждане», – считает Светлана Калинина.

Эксперты ОНФ обратились к региональным операторам, а также назначившим их главам субъектов РФ с просьбой разместить на сайтах для наиболее полного информирования граждан как можно более полные данные о том, кто возглавляет фонды регионального капремонта, а также пересмотреть кадровую политику в связи с новыми критериями Минстроя.

Однако к критике ОНФ прислушались руководители только трех регионов. На сайтах регоператоров Калужской и Московской областей и Бурятии появилась до этого отсутствовавшая информация о руководителях фондов капремонта. Исходя из данных, стало понятно, что бурятский фонд возглавил человек с достаточным набором компетенций (высшее образование по специальности юриспруденция, опыт работы начальником отдела государственной службы и правового обеспечения в Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия). В Московской области руководитель фонда тоже имеет большой опыт работы в строительстве и ЖКХ (юрист и экономист по образованию, работал начальником жилищного управления Министерства строительного комплекса и ЖКХ Московской области, и.о. директора МУП «Мособлстройпроект», а также начальником договорного отдела в одной из управляющих компаний г. Курска).  

А вот в возможностях руководителя калужского регоператора можно усомниться: фонд возглавил генерал-майор, в прошлом – первый заместитель руководителя Центрального регионального центра МЧС. Остается надеяться, что опыт прошлой работы ему на новом посту не пригодится, а капремонт будет проходить, как и предполагалось, в плановом режиме.

«Кадровая политика регионов в сфере назначения руководителей фондов капитального ремонта должна быть пересмотрена в самое ближайшее время. Требования к кандидатам на такую должность должны быть достаточно жесткими, чтобы минимизировать коррупционные риски. Ведь сфера ЖКХ для этого предоставляет благодатную почву. Люди, приходящие на такие ответственные посты, должны быть широко известны и иметь не только достаточные компетенции, но и безукоризненную репутацию. Каждый житель региона должен знать человека, который распоряжается его деньгами. Более того, полностью ему доверять. Безусловно, такая ситуация не добавляет прозрачности в деятельность регоператора и не служит повышению доверия граждан к системе, к принимаемым в ней решениям. Минстрой, утвердивший квалификационный приказ, также должен не стоять в стороне от этой работы, а приложить все усилия, чтобы он заработал. Тем более что рекомендации ведомства носят обязательный характер», – подчеркнул эксперт рабочей группы, депутат Госдумы Валерий Гальченко.

По сведениям фонда ЖКХ, на 1 июля 2015 г. на цели капительного ремонта собрано 52,2 млрд руб. Из них потрачено 9,2 млрд руб.