Спустя ровно год в ТПП РФ состоялось повторное заседание по вопросу внедрения в стране ГИС ЖКХ. Первое заседание 21 мая 2015 года проводил Комитет ТПП РФ по экономике недвижимости, нынешнее - Комитет ТПП РФ по жилищному и коммунальному хозяйству. Заседание проходило в формате вебинара, участниками стали управляющие организации, жилищные объединения и коммунальные предприятия.

В заседании приняли участие заместитель минкомсвязи Михаил Евраев, генеральный директор НП ЭУН "Индустрия Сервейинг", член Комитета Юрий Павленков, разработчики платформы - представители компании ЛАНИТ. Численность участников вебинара достигала 2 000 человек из разных регионов страны.

Открывая встречу председатель Комитета ТПП РФ  Андрей Широков отметил, что всем известно о том, что ГИС ЖКХ призвана объединить всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг – управляющие и ресурсоснабжающие компании, ТСЖ и ЖСК, федеральные органы и местные администрации, а также жителей домов с целью сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее.

Так, согласно закону, уже с 1 мая 2015 года всем управляющим организациям (УО) необходимо было размещать сведения о многоквартирных домах, которыми они управляют, в ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru), а к 1 июля текущего года все поставщики информации обязаны зарегистрироваться в системе и разместить сведения. Осталось полтора месяца, но доля зарегистрированных из числа ресурсоснабжающих организаций, УО и жилищных объединений так и остаётся пока невысокой.

Михаил Евраев проинформировал о ходе внедрения ГИС ЖКХ на территории РФ. Система начнёт свою работу 1 июля 2016 года. Сфера ЖКХ должна стать открытой, прозрачной и в ней обязательно должен присутствовать общественный контроль, подчеркнул замминистра, это и было основной целью создания данной системы. 

В системе зарегистрированы более 43 тысяч участников -  организации сферы ЖКХ и административные органы. Подзаконная нормативно-правовая база заканчивает формироваться; принято 15 приказов, из которых 14 уже прошли согласование в Минюсте РФ.

Система носит универсальный характер, подчеркнул Михаил Евраев, это означает, что поставщики информации вправе сами решать каким образом они будут заносить данные в систему, самостоятельно или через региональные информационные системы, через одну или несколько систем, интегрированных с ГИС ЖКХ. Интеграция с федеральным Росреестром, в котором уже есть определенные данные, относящиеся к эталонным, завершится в конце июня. Это станет определенным «подспорьем», но не означает, что этих данных будет достаточно для полноценной работы ГИС ЖКХ, остальную информацию должны внести поставщики информации.

 

Генеральный директор НП ЭУН "Индустрия Сервейинг" Юрий Павленков в дискуссионной части задал Михаилу Евраеву вопрос: "На какой правовой (и соответственно - экономической) основе поставщики информации распоряжаются сведениями, касающимися исключительно прав и компетенций граждан?" Какие правовые и экономические последствия для операторов информации наступят в случае утраты персональных сведений граждан, а также в случае отсутствия договоров с гражданами на использование огромного объёма сведений, в том числе, в отношении их базовых - конституционных жилищных, имущественных прав и законных интересов.

Кроме того, Ю. Павленков обращает внимание разработчиков на целый ряд правовых коллизий, требующих чёткого правового регулирования, разграничений областей, сфер и меры ответственности:

1. Имеет ли размещённая в ГИС ЖКХ информация статус юридически значимой, кто проверяет, несёт и какую ответственность за достоверность размещённых в ГИС ЖКХ сведений, в т.ч., т.н. "эталонных", "переменных"?

2. Кто является поставщиком сведений технического, имущественно-правового, экономического характера в ГИС ЖКХ в случае наличия в доме объединения собственников жилья?

3. Какой атрибутивный состав сведений в отношении граждан и хозяйствующих субъектов необходимо предоставлять в открытой части, и какой должен носить  ограниченный характер?

4. Какие сведения формируют правовую основу реализации вещных прав граждан - собственников жилья в многоквартирном доме, являющейся базой всех остальных гражданско-правовых отношений в сфере ЖКХ? 

5. Абсолютно нерешённым остаётся вопрос прогнозных количественных и качественных критериев и показателей совокупной оценки эффективности внедряемой государственной информационной системы для бюджетов различных уровней, хозяйствующих субъектов и граждан. Пока присутствует лишь не подлежащий измерению критерий "прозрачности ЖКХ". 

6. Нереализуемым до настоящего времени для ГИС ЖКХ является преюдициальный принцип однократности размещения информации как по критерию технологической готовности платформы, так и по фактору интеграции с иными информационными системами. 

7. В связи с отсутствием организации, осуществляющей государственные квалифицированные полномочия и функции надзора над техническим состоянием объектов жилой недвижимости (в том числе, жилых и нежилых помещений) и коммунальной инфраструктуры в технологической взаимосвязи с имущественно-кадастровым учётом, информация которой юридически значима, ГИС ЖКХ пока не структурирована, не настроена и не может служить в качестве источника актуальной и достоверной информации о текущем состоянии объектов учета и инструмента совершенствования методологии оценки эксплуатационного состояния зданий (с целью накопления статистических данных о влиянии состояния различных конструктивных элементов и инженерно-технических систем здания на степень обеспечения безопасности жизнедеятельности и поддержания нормативного уровня эксплуатационных характеристик зданий, а также для определения состава аргументированных данных о величине отложенной эксплуатации объектов в жилищно-коммунальной сфере).

Кроме того, Юрий Павленков отметил, что применяемые в диалоге категории "участников рынка" некорректны. В системе отношений 209-ФЗ есть категории "поставщиков информации", "пользователи информации", "операторы" и "участники взаимодействия". В этой системе координат и следует выстраивать отношения и измерять эффективность внедряемой системы.

Сайт ГИС ЖКХ с 1 июля 2016 года заменит портал Реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru/), за исключением программ переселения и их исполнения. Эта информация останется там до конца 2017 года.

Важно ещё раз подчеркнуть, что для поставщиков информации участие в системе является обязательным. За неисполнение обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ, а также за нарушение правил ее размещения или за размещение заведомо искаженных сведений поставщики информации могут быть оштрафованы в соответствии со статьей 13.19.2 КоАП РФ.

В очередной раз создатели системы подчеркнули условие - если гражданину счёт по оплате за ЖК-услуги не выставлен в личном кабинете ГИС ЖКХ, то он может не оплачивать эти платежи. 

Для ресурсоснабжающих организаций штраф составит 200 тыс. руб, для управляющих многоквартирными домами – 30 тыс. руб. При этом, размещение информации и наложение штрафов система будет отслеживать автоматически. Кроме того, за несоблюдение требований закона предусмотрено лишение лицензии на срок до 3-х лет. 

Однако, применение административных штрафов в силу объективной неготовности к полноценному функционированию системы отнесены на полгода - начнут применяться с 1 января 2017 года, соответствующие документы будут подготовлены и выпущены.

Участники дискуссии отметили, условия взаимодействия управляющих жилой недвижимостью и жилищных объединений с ГИС ЖКХ должны опираться исключительно на решения собственников жилья.

На вопросы участников вебинара ответили также директор Департамента минкомсвязи Василий Горбунов, руководитель направления по внедрению ГИС ЖКХ в Северо-Западном федеральном округе и в Дальневосточном федеральном округе Олеся Мильчакова, вице-президент компании ЛАНИТ - разработчика системы ГИС ЖКХ Александр Морлок. В обсуждении также приняла участие заместитель директора Департамента минЖКХ Олеся Лещенко.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru