Печать
Просмотров: 2049

27 июня, руководитель "Регионального Центра общественного контроля ЖКХ" Ленинградской области и эксперт рабочей группы "Качество повседневной жизни" регионального отделения Общероссийского народного фронта Сергей Худяев принял участие в проведении расширенного совещания Правления регионального отраслевого объединения региональной общественной организации работодателей – предприятий ЖКХ Ленинградской области.

Расширенное совещание прошло при при поддержке Ассоциации Совета муниципальных предприятий Ленинградской области и при участии комитета по ЖКХ и транспорту и комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области.

С приветственным словом выступили исполнительный директор Ассоциации СМОЛО Александра Бондарь и председатель Правления РОО работодателей — предприятий ЖКХ Ленинградской области Станислав Дроздов.

Проведение расширенного заседания отраслевого объединения по обсуждению проблем, связанных с реализацией региональной программы капитального ремонта, между управляющими компаниями и органами исполнительной власти региона и муниципальных районов в таком формате состоялось впервые.

Основной вопрос для обсуждения — взаимодействие всех заинтересованных сторон при реализации региональной программы капитального ремонта в Ленинградской области.

На заседании присутствовали более 120 участников, среди которых представители профильных комитетов Правительства Ленинградской области, руководители и специалисты управляющих организаций, руководители администраций муниципальных образований отвечающие за ЖКХ, представители общественных организаций.

После вступительного слова заместителя председателя комитета по ЖКХ и транспорту Александра Саблина выступила начальник отдела перспективного развития ЖКХ комитета по ЖКХ и транспорту Татьяна Лысенко с докладом «Реализация региональной программы капитального ремонта МКД на территории Ленинградской области. Полномочия и ответственность управляющих компаний и органов муниципальной власти.»

Полный доклад Татьяны Лысенко доступен по ссылке - Выдержки из доклада начальника отдела перспективного развития ЖКХ комитета по ЖКХ и транспорту Татьяны Лысенко,

Выдержки из доклада руководителя регионального центра общественного контроля ЖКХ Ленинградской области, Сергея Худяева:

"...Заявленная мною тема для выступления - "Инновации в капитальном ремонте?", вызывает смешанные чувства. О каких инновациях можно говорить, если весь процесс регулируется федеральным законодательством. А региональное еще больше усложняет все процедуры связанные с формированием программы и ее исполнением. И исходя из того доклада, который услышали участники от представителя комитета ЖКХ, в первую очередь это связано с целью максимально усложнить процедуры для собственников, у которых появляется желание перейти на специальный счет.

Несколько раз озвученная фраза о невозможности в срок реализовать обозначенные правительством параметры краткосрочной программы говорят о излишней самоуверенности или неподготовленности соответствующих комитетов правительства Ленинградской области и регионального оператора.

Единственную управленческую инновацию, которую можно было бы реализовать - это подготовить и разместить на всех сайтах Ленинградской области регламент взаимодействия собственников, управляющих компаний, органов МСУ, соответствующих комитетов правительства Ленинградской области и регионального оператора. Причем этот документ, как бы он не назывался, должен быть разработан для собственников, то есть написан максимально понятным языком с перечислением всех формализованных процедур, сроков и т.д. предусмотренных действующим законодательством. С отдельным выделением положений по созданию и сопровождению специального счета.

Итак, мы рассматриваем инновации в используемых технологиях при проведении капитального ремонта, влияющих на улучшение технических параметров МКД. Это возможно через повышение энергоэффективности жилищного фонда при капитальном ремонте. Чтобы этот процесс стал реальностью, необходимо мотивировать всех участников процесса организации, финансирования и проведения капитального ремонта их заинтересованность в конечном результате. 

Основными интересантами являются:

- собственники помещений в многоквартирном доме (МКД);

- организации, осуществляющие управление многоквартирными домами;

- органы местного самоуправления.

Ожидания собственника понятны - это улучшение технических параметров МКД, снижение затрат на потребляемые ресурсы и содержание, повышение капитализации жилого фонда.

С одной стороны государство декларирует заинтересованность в повышении энергоэффективности жилищного фонда, поскольку это связано с общей экономической устойчивостью, рациональным расходованием не возобновляемых энергетических ресурсов, смягчением экологических проблем и т.д. Соответственно, мотивация должна создаваться на государственном уровне и действовать в отношении всех сторон, участвующих в процессе принятия решений, планирования, финансирования, проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

А информация, необходимая собственникам для принятия решений, отсутствует или её получение требует больших усилий и дополнительных затрат.

Среднестатистический собственник не обладает информацией о том, приводят ли работы по капитальному ремонту к снижению потребления коммунальных ресурсов? Если приводят, то при каких условиях? О мероприятиях по повышению энергоэффективности многоквартирного дома, которые целесообразно проводить в рамках капитального ремонта. О стоимости этих мероприятий и в какие сроки они окупятся. Без этой информации никаких решений собственники принять не смогут.

Собственникам помещений необходимы квалифицированные советы, рекомендации, предложения для принятия решений о перечне работ (мероприятий), которые будут проведены в рамках капитального ремонта и в дальнейшем приведет к ощутимому результату по снижению потребления коммунальных ресурсов и затрат собственников на их оплату. Сегодня возможность получить информацию, рекомендации носит случайный характер, чаще всего, от коммерческих организаций, продвигающих свои услуги и товары.

Способом получения информации о мероприятиях по повышению энергоэффективности многоквартирного дома, которые целесообразно было бы выполнить в ходе капитального ремонта, может быть проведение энергетического обследования дома. К сожалению, это связано с дополнительными, в настоящее время достаточно высокими затратами для собственников помещений.

Собственники помещений не в состоянии самостоятельно оценить целесообразность и полезность проведения такого обследования, как следствие они не считают такие затраты действительно необходимыми.

При этом необходимость проведения энергетического обследования каждого из многоквартирных домов, построенных по типовым проектам и эксплуатируемых в сходных климатических условиях, вызывает сомнения, поскольку чаще всего в результате обследования однотипных домов рекомендации по мероприятиям для повышения их энергетической эффективности аналогичны. Унификация мероприятий по энергосбережению и эффектов, получаемых от реализации мероприятий, позволит существенно сократить расходы собственников помещений в многоквартирных домах и повысит их информированность.

Возможности собственников по принятию решений, направленных на повышение энергоэффективности дома при капитальном ремонте, ограничены, а требования к принятию решений максимально усложнены.

В часть 1 статьи 166 Жилищного кодекса Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 417-ФЗ внесены изменения, исключившие из перечня услуг и работ по капитальному ремонту, которые могут финансироваться за счет средств, сформированных за счет минимального размера взноса на капитальный ремонт, все работы, направленные на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, такие как утепление фасада, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).

Возможность финансировать за счет минимального размера взносов работы, направленные на энергосбережение и энергоэффективность, в настоящее время зависит от решения субъекта Российской Федерации, который может включить все или только часть указанных работ в перечень, либо не включить ни одну из таких работ в перечень.

Соответственно, региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов может как включать, так и не включать работы по повышению энергоэффективности многоквартирных домов.

Поскольку в настоящее время фонды капитального ремонта большей части многоквартирных домов (до 90%) формируются на счетах региональных операторов, которые обязаны проводить только те работы по капитальному ремонту, которые указаны в региональной программе, будут ли в этих домах выполняться какие-то работы, повышающие энергоэффективность, практически целиком зависит от решения субъекта РФ, воплотившегося в региональной программе.

Как итог:

Создан региональный монстр аккумулирующий средства жителей области, неповоротливый, не дружелюбный к плательщикам, закрытый от жителей.

Срок перехода на спецсчет сокращен, но на мой взгляд, депутаты не доделали свою работу. По сравнению с другими регионами, где срок переход сокращен до шести или трех месяцев, в Ленинградской области он сокращен с двух лет до одного года.

Учитывая намерения зам министра Андрея Чибиса, который поставил задачу довести количество спецсчетов в ближайшей перспективе до 50%, с такими поправками этого будет не добиться.

Спецсчет — для активных и неравнодушных к своему жилью собственников, не желающих ждать много лет ремонта, а готовых взять капремонт в свои руки и самим его осуществлять за счет собственных собранных средств и этих неравнодушных необходимо стимулировать. Или хотя бы не мешать.

Наши депутаты не захотели простимулировать заинтересованность собственников в расширении их участия в самостоятельном проведении капитального ремонта. Пример: дом 12квартир два этажа(два подъезда), две постоянно закрыты, одна не платит. И собственники понимая, что до капитального ремонта дом не доживет, самостоятельно собирают деньги и проводят работы по восстановлению технических параметров дома. Но дом в программе, им выставляют квитанции, начисляют пени. Платить в фонд не видят смысла, до ремонта не доживет ни дом ни собственники. Этот пример выбивается из тех рамок, в которые нас поставило законодательство.

«Если жители решили копить деньги сами на специальном счете, то у них есть право проводить ремонт в те сроки, которые они сами и определили. Если собственники понимают, что накопленных денег не хватает на спецсчете, они могут взять льготный кредит.» Кроме того, как рассказал Андрей Чибис, - «запускается система дополнительной государственной поддержки именно для тех, кто копит деньги на спецсчетах, чтобы повысить уровень самостоятельности и ответственности собственников в многоквартирных домах.»

В целом, на государственном, региональном и муниципальном уровне не сформирована система мотивации собственников помещений в многоквартирных домах к внедрению инновационных разработок, приводящих в итоге к энергосбережению. 

В случае если собственники помещений в многоквартирном доме понимают выгоды от реализации мероприятий по энергосбережению их возможности профинансировать данные мероприятия чрезвычайно ограничены, отсутствует организационная и финансовая поддержка со стороны власти, отсутствуют возможности привлечения заемных средств для повышения энергоэффективности многоквартирных домов при проведении их капитального ремонта.

 

В заключении Сергей Худяев озвучил несколько предложений, которые по общему мнению сделают работу регионального оператора более открытой и понятной жителям Ленинградской области.