Печать
Просмотров: 1437

Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в России, как известно, одна из самых сложных и, увы, самых запущенных. А так как она затрагивает каждого гражданина, то и носит соответственно глубокий социальный характер. Несмотря на многочисленные заявления чиновников, в отрасли, по сути, с советских времен не было особых изменений – техника, оборудование и коммунальные сети по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

Если что и изменилось, так это уровень коррупции, который растет быстрее роста тарифов на услуги ЖКХ.

При этом население исправно платит (и с каждым годом все больше) за так называемые услуги ЖКХ. И, естественно, задается вопросами: во-первых, куда уходят их деньги; во-вторых, когда в отрасли будет наведен порядок; в-третьих, как власти собираются решать проблемы коммунальной сферы.

Впрочем, не похоже, что людей, которые "руководят" сферой ЖКХ, эти вопросы беспокоят. Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Чибис (он как раз возглавляет в ведомстве департамент ЖКХ), к примеру, заявляет, что все проблемы позади, все задачи уже решены, отрасль вышла из кризиса. А ключик к решению всех проблем прост – это концессия в ЖКХ, частно-государственное партнерство. То есть в министерстве, спикером которого, по сути, вынужден выступать Чибис, проблем в сфере ЖКХ практически уже не видят.

Недавно замминистра сообщил СМИ, что количество заключенных концессий в 2015 году увеличилось аж до 271, то есть выросло в 2,5 раза. «Ожидается, что в этом году темпы будут еще выше". А на прошлой неделе на конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Habitat III) чиновник сообщил, что «80% коммунальной инфраструктуры в городах в России могут передать в концессию частным инвесторам к 2020 году».

«Уже сейчас у нас около 20% объектов водоснабжения находятся в аренде у частных инвесторов, в самое ближайшее время мы собираемся перевести их на концессию», – отметил Чибис. Как пояснил замминистра, речь идет об объектах водо- и теплоплоснабжения, а также о рынке мусора.

При этом, заметим, по планам министерства ГУПы и МУПы в сфере ЖКХ (а их, между прочим, около 4 тыс.) будут вообще запрещены – для активизации привлечения частных инвестиций в отрасль. Странная, согласитесь, логика – сначала ликвидировать (читай – разрушить), а потом ждать появления частных инвесторов. То есть речь, похоже, идет не о золотом, а о сломанном ключике.

Но чиновников Минстроя это не смущает.

«Уровень издержек (в отрасли. – «НГ») велик, – заявил Чибис, поясняя позицию ведомства в интервью телеканалу «Россия», – но сегодня, применяя новые технологии, а также за счет эффективного управления можно легально заработать».

Еще в одном интервью он даже назвал цифры предполагаемой прибыли инвестора: «С учетом гарантированного спроса – 30%».

Правда, в Минстрое предпочитают не вспоминать о том, что большинство МУПов и ГУПов обременено значительными явными или скрытыми долгами и для начала инвесторам придется их погасить.

«Инвесторы на себя задолженность брать не хотят, а у муниципалитетов, как правило, нет денег на их погашение», – отмечают в пресс-службе НП «ЖКХ-контроль». При этом, как известно, концессионное законодательство предполагает, что имущество передается в концессию чистым, освобожденным от долгов. Может, Минстрою стоит выйти с законодательной инициативой на этот счет, чтобы прописать в законе эту правовую коллизию? Но нет, гораздо проще, судя по всему, рапортовать о невиданных (в буквальном смысле слова) успехах.

Так что прибыль в 30% – это чистая маниловщина.

Да и где эти инвесторы (за редким исключением позарившиеся разве что на прибыльные и крупные структуры ЖКХ)? В том же интервью «России 1» замминистра подчеркнул, что «инвестиционный интерес к сфере ЖКХ есть у негосударственных пенсионных фондов (а как они управляются, всем известно. – «НГ»), инвесторы также постоянно приходят на экономические форумы с предложениями вложиться в ЖКХ». Но, согласитесь, от предложений до реальных вложений дистанция немалая. Да и хотелось бы услышать, что это за инвесторы.

Между тем, как отметила исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, только за счет концессии не удастся решить системных проблем, поскольку в большинстве городов инфраструктура уже крайне изношена и требует модернизации.

Концессии предполагают коммерческий подход, значит, в итоге за инвестиции придется платить потребителям, считает Довлатова.

«Надо понимать, что концессионер не Дед Мороз, – сказал эксперт в интервью «Газете.ру». – Это инвестор, ему нужно возвращать вложенные деньги, и в конечном итоге все эти расходы лягут на население». Да и где инвестор возьмет средства, если, по словам Довлатовой, «инвестиционные кредиты банки не дают, они отсутствуют как класс».

Кстати, согласно бюджетному прогнозу, подготовленному Министерством финансов, федеральный бюджет на ЖКХ, как сообщает «Газета.ру», будет планомерно сокращаться. Если в 2017 году планируется выделить 58,6 млрд руб., то к 2018 году эта сумма сократится до 28,8 млрд руб., а в 2019-м составит лишь 25,6 млрд руб. Получается, выпадающие расходы придется погашать частным инвесторам. Интересно, много ли таких найдется?

Не удивительно, что Минстрой, как сообщает портал, «не стал комментировать прогнозные цифры».

«Для меня вопрос о концессии в ЖКХ очень тяжелый, – сказала «НГ» председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Надо спросить у господина Чибиса, сколько организаций, пошедших на концессию, были убыточными, а сколько – благополучными, прибыльными. Правда, когда я ему этот вопрос задала, он на него так и не ответил. Концессионер – не сумасшедший, он будет думать в основном о прибыли.

В Волгограде, как мне рассказывали, прибыльный водоканал буквально заставили передать в концессию, чтобы получить хорошую статистику. Мол, это единственное средство для привлечения инвестиции. Ну, не знаю. У меня очень большие сомнения на этот счет. Я, конечно, не экономист, я смотрю на проблемы ЖКХ с точки зрения защиты прав граждан. Но меня этот вопрос, который нужно задать Минстрою, крайне волнует. Зачем брать предприятие, которое и так дает прибыль в бюджет, зачем его передавать в концессию? Потому что всегда, когда приходит частный бизнес, у него святое правило – извлечение прибыли, причем в полном соответствии с гражданским законодательством».

Конечно же, главное в нашей жизни не теория, а практика. И тут, надо полагать, следует обратиться к опыту концессии в регионах.

«В Красноярском крае полно предприятий ЖКХ, у которых ежегодная валовая выручка составляет 1,5 млн руб., – сказал «НГ» руководитель регионального общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков. – И это все – зарплата, ремонт, налоги, внутренние потребления электроэнергии. Понятно, что такое предприятие для концессии невыгодно. Разве если из бюджета будут дотации, но тогда зачем нам такая концессия? В Красноярске, к примеру, аналог такой концессии, рекламируемой Минстроем, был сформирован еще в середине нулевых годов. Тогда у нас создавалась компания «КрасКом» и весь коммунальный комплекс был передан этому предприятию для управления. Но на сегодняшний день «КрасКом» работает неэффективно. Мы в прошлом году проводили сравнительный анализ и выяснили, что на заре создания компания действительно вкладывала существенные деньги в модернизацию сетевой инфраструктуры города и в среднем по холодной воде перекладывалось около 30 км сетей в год, по стокам – 26–28.

В 2013 году был проведен капитальный ремонт 4 км сетей, а в 2014-м – ноль.

На вопрос, где исполнение договора, компания поясняет, что тарифное регулирование, которое сегодня действует в отношении их организации, не позволяет менять сетевое хозяйство, по которому износ с каждым годом нарастает. Инвестор взял обязательства в течение 49 лет инвестировать 55 млрд руб., но эта сумма никак не разбита по годам. То есть инвестор может 48 лет не вкладывать средства, а в последний год обанкротиться и уйти, при этом получая каждый год хорошую прибыль от операционной деятельности.

Что касается участия Минстроя, мы сравнивали показатели финансово-хозяйственной деятельности по Красноярскому и Новосибирскому водоканалам, потому что это примерно сопоставимые структуры. Бросилось в глаза, что цена погонного метра труб при капитальном ремонте в Носибирске в два раза меньше, чем в Красноярске. В Новосибирске это 24 тыс. руб. в среднем, в Красноярске – примерно 46 тыс. Когда начали разбираться, стало понятно, что на сегодняшний день для компании «КрасКом» точка образования прибыли – это не само предприятие. Точка образования прибыли и рентабельности – это выполнение ремонтных работ. И подрядчики, которые привлекались компанией для ремонтных работ, принадлежат тому же человеку, которому принадлежит компания «КрасКом».

Получилась в итоге какая-то мутная бизнес-схема».

Действительно, существует серьезный риск того, что чиновники на местах используют концессии для того, чтобы посадить на денежный поток близких им людей. Схема тут простая, близкая к той, о которой говорит Роман Казаков.

Составляется инвестиционный план с громадными суммами. Но договор заключается длительный, на 30, к примеру, лет. И все инвестиции записываются на вторую половину срока. Это противоречит здравой логике и экономическому смыслу, зато очень похоже на коррупцию.

Но чиновников Минстроя это, похоже, не смущает, так что они продолжают рапортовать о невиданных успехах.

Что же мы можем получить на выходе?

Ноль вложений не только в модернизацию, но и в текущий ремонт, катастрофическое снижение профессионального уровня работников из-за вымывания из отрасли профессиональных кадров.

На самом деле, по мнению опытных специалистов, нельзя надеяться, что ситуацию в ЖКХ спасет концессия. Это не панацея.

Нужно просто заняться тяжелой повседневной работой, а начать надо с трезвого анализа сложившейся ситуации. И проводить настоящие, давно назревшие изменения, которые позволят привлечь в отрасль не временщиков, а по-настоящему серьезных и ответственных инвесторов.