По энергоемкости валовый внутренний продукт Российской Федерации в разы превосходит аналогичный показатель европейских стран и развитых стран с сопоставимым климатом. Это самым негативным образом сказывается на себестоимости выпускаемой продукции, приводит к завышенному потреблению ископаемых видов топлива, ухудшению экологической обстановки.

 

 

Требование исправить ситуацию и радикальным образом снизить энергопотребление содержится и в Энергетической стратегии России, и в Государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» и в целом ряде выступлений руководителей страны.

Если в производственной сфере удалось достичь определенных успехов (отчасти связанных с общим падением промышленного производства в стране), то жилой фонд по этому направлению сильно отстает. Обсуждаемая в последние дни инициатива о снижении температуры горячей воды, подаваемой в дома россиян – хитрая попытка решить проблему за счет ухудшения качества жизни горожан.

Между тем, вот уже несколько лет, как согласно 261-ФЗ Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» все наши дома должны быть оборудованы приборами учета потребляемых энергоресурсов.

В значительной степени (кроме Москвы, тут особый случай) это увы не так. А если и так, то у собственников жилья это вызывает смешанные чувства. С одной стороны – переход на оплату по факту должен быть выгоден потребителю. С другой – это рождает проблему ОДН и вопросы к достоверности указанных в платежках объемов. И уже раздаются голоса – а не лучше ли вернуться к практике оплаты по нормативам? И не нужно ни на какое дополнительное оборудование тратится…

Почему так происходит? Почему собственники не рады мерам по повышению энергоэффективности и с большим трудом соглашаются участвовать в софинансировании мероприятий?

Главной из причин такого отношения потребителя является непрозрачность не столько тарифов (цен), сколько выставляемых к оплате объемов потребленных энергоносителей и учет их качества.

Есть единственный способ сделать процесс начисления платежей (а значит и получаемой выгоды от энергосберегающих мероприятий) очевидным для потребителя – внедрение современных методов диспетчеризации объектов ЖКХ и в первую очередь жилого фонда.

 

Т.е. недостаточно установки только систем контроля и учета нижнего уровня - контрольно-измерительной аппаратуры и устройств автоматизированного управления. Как все объекты с невозможностью постоянного присутствия персонала, в идеале жилые дома должны быть оснащены системами удаленной диспетчеризации. 

Современная система диспетчеризации объекта ЖКХ построена по следующей схеме: оператор на диспетчерском пункте, объекты управления, комплекс средств автоматизации, связи и управления, их объединяющий (сервер, компьютеры, средства связи).

Реализацию такого решения облегчает наличие в большинстве многоквартирных домов сети Интернет. Использование интернет-ориентированной диспетчерской системы снизить как стоимость системы для конкретного пользователя, так и стоимость ее эксплуатации.

Самое очевидное, что дает современная диспетчеризация – предупреждение или своевременная ликвидация аварийных ситуаций на объектах управления. Изменения параметров энергоресурсов дадут тревожный сигнал диспетчеру до того как подвал покинут последние крысы или авария по цепочке вызовет сбой всей системы.

С точки же зрения потребителя, такая диспетчеризация решает еще несколько проблем.

Во-первых, наличие автоматизированного независимого контроля заставляет ресурсоснабжающие организации оптимизировать свою работу и не допускать столь частых сегодня случаев подачи в жилые дома избыточного тепла (т.н. перетопы), занижения температуры горячей воды, несоблюдения параметров давления в сети отопления и водоснабжения (что часто приводит к аварийным ситуациям).

Во-вторых, опираясь на данные автоматизированных систем контроля и диспетчеризации, потребитель легко может добиться перерасчета в случае получения коммунальных ресурсов и услуг ненадлежащего качества. При существующей ручной системе учета потребителю доказать же свою правоту в случае нарушений по качеству практически невозможно.

В-третьих, достигается та самая желанная прозрачность начисления платежей, которую не дадут никакие комиссии или общественный контроль. Благодаря современным средствам коммуникации обеспечивается доступ к данным учета всем заинтересованным сторонам, позволяя и поставщику, и потребителю буквально в режиме реального времени отслеживать объем и качество коммунальных ресурсов. Появляется возможность контроля со стороны потребителя и ведение баланса между полученными и потреблёнными энергоресурсами и между уровнями учёта (общедомовым и индивидуальным), что полностью предотвращает коммерческие потери от утечек и хищения.

Всё это в комплексе способствует разрешению спорных и конфликтных ситуаций между собственниками жилья, поставщиками коммунальных ресурсов и управляющими компаниями, повышению доверия к реализуемым в стране программам капитального ремонта и повышения энегоэффективности зданий.

Некоторые энергосервисные компании в своих предложениях идут дальше, включая в перечень услуг и биллинг (расчет и начисление платежей) с учетом не только количества, но и перерасчетом за качество энергоресурсов.

Максимальное исключение возможности негативного воздействия человеческого фактора, «электронный арбитр» вместо нагромождения контролирующих инстанций — это не призывы и лозунги, это конкретные действия по наведению порядка в сфере жилищных и коммунальных услуг, реализуемые посредством внедрения автоматизированных систем диспетчеризации энергоресурсов.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru