Нет услуги – нет оплаты

В кране нет воды – с такой ситуацией многие пермяки сталкиваются не по разу в месяц. Или батареи внезапно остыли – тоже бывает. Если аварийная служба УК дает какие-то внятные пояснения, а проблема ликвидируется в течение нескольких часов, то о ней назавтра никто уже и не вспомнит. А между тем…

Действующее жилищное законодательство определило различные основания для прекращения предоставления коммунальных услуг гражданам. В частности, организация коммунального комплекса обязана ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации;

возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций;

выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам;

использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки.

Кроме того, у управляющей организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК есть право прекратить подачу коммунальных услуг в случае задолженности потребителя за такие услуги, а также при проведении планового (профилактического) ремонта. При этом в обязательном порядке граждане должны быть уведомлены о предстоящем прекращении подачи ресурсов.

Детальный порядок уведомления закреплен в п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Анализ обращений граждан в органы прокуратуры края, а также в региональные контролирующие органы в 2016 году показал, что организациями коммунального комплекса допускаются факты несоблюдения требований жилищного законодательства, определяющих допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг.

В таких случаях потребители имеют право требовать от организаций коммунального комплекса снижения размера платы, вплоть до полного освобождения от неё.

Требования к качеству коммунальных услуг, предельная продолжительность перерывов в их предоставлении, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при превышении предельной продолжительности приведены в приложении № 1 к Правилам.

К примеру, для холодного водоснабжения допустимая продолжительность перерыва подачи составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях холодного водоснабжения – в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

При отсутствии общедомового, индивидуального или квартирного прибора учета коммунального ресурса размер платы снижается на величину платы за объем не предоставленной коммунальной услуги. Объем не предоставленной коммунальной услуги на общедомовые нужды в таком случае рассчитывается, исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива ее потребления на общедомовые нужды.

При наличии приборов учёта коммунальный ресурс оплачивается по фактически потреблённым объёмам.

Помимо требования об уменьшении платы за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами, потребитель вправе потребовать от организации ЖКХ возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также требовать через суд от поставщика услуг возмещения морального вреда.

Также необходимо отметить, что при отсутствии водоснабжения из-за устранения аварийных ситуаций на орган местного самоуправления возлагается обязанность в течение суток организовать подвоз питьевой воды.

В случае нарушения жилищных прав граждан, касающихся вопроса начисления платы, предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, с перерывами, превышающими установленную продолжительность, граждане имеют право обратиться с письменным заявлением в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края.

Артем ПРОНИН,

прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства

в финансово-бюджетной сфере прокуратуры Пермского края.

 

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru