Общественная Палата РФ

РЕЗОЛЮЦИЯ

III Всероссийского совещания по развитию сети общественного контроля в сфере ЖКХ в Российской Федерации

24 сентября 2014 года                                                                                          Москва         

Общественная палата РФ

Обсудив ситуацию с развитием сети общественного контроля в сфере ЖКХ в Российской Федерации, участники совещания отметили, что в 2014 году практически завершилось формирование сети в субъектах Российской Федерации. В настоящий момент Сеть региональный центров общественного контроля в сфере ЖКХ объединяет в своих рядах более 350 некоммерческих организаций, работающих в сфере ЖКХ.  Центры, являющиеся ресурсными площадками для поддержки региональных НКО и жилищных активистов, созданы в 79 субъектах РФ. Местные Центры созданы в 135 муниципальных образованиях. Активно развивается межрегиональное и межмуниципальное взаимодействие между профильными НКО и общественниками. Вырос профессионализм участников Сети и эффективность их работы. В частности, за 9 месяцев 2014 года в общественные приемные сети поступило около 30000 обращений от граждан – столько же, сколько за 12 месяцев 2013 года. По каждому обращению дана квалифицированная консультация. Благодаря общественности несколько тысяч граждан смогли решить возникшие проблемы.

Сеть общественного контроля осуществляет постоянный мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ в субъектах РФ. Ежеквартально, на основании обращений граждан, поступающих в общественные приемные Центров общественного контроля, формируется рейтинг наиболее острых проблем в сфере ЖКХ. В феврале 2014 году Сетью был проведен общественный мониторинг работы субъектов РФ по информированию граждан о новых системах капитального ремонта и роста платы за жилищно-коммунальные услуги после планового повышения тарифов.

Сеть общественного контроля ведет постоянную работу, направленную на повышение качества услуг по обслуживанию и капитальному ремонту многоквартирных домов, защиту прав граждан в конфликтах с управляющими компаниями. В девяти субъектах РФ приступили к формированию общественных рейтингов управляющих организаций. Ведется работа по внедрению типовых договоров, досудебному решению споров между гражданами и управляющими организациями, сопровождение граждан в судах.

В 2014 году общественники осуществляли мониторинг программ переселения из аварийного жилья. В настоящий момент более 50 % домов, строящихся в рамках реализации программ переселения с участием средств федерального бюджета, находится под постоянным общественным контролем: ежемесячно фотографии строящихся домов выкладываются на сайте http://www.reformagkh.ru/. Осуществляется общественный контроль за сроками возведения объектов, а также за качеством строительства и списками переселяемых семей. Эксперты Центров участвуют в большинстве выездных проверок Фонда ЖКХ. Общественный мониторинг за устранением выявленных замечаний продолжает осуществляться и после окончания проверок.

Сеть общественного контроля осуществляет систематический мониторинг подготовки и реализации региональных программ капитального ремонта МКД. Предметом контроля является - очередность ремонта, соответствие видов заявленных работ, качество производимого ремонта, открытость работы региональных операторов. По предложениям общественности были внесены изменения в региональные программы капитального ремонта в целом ряде субъектов РФ. По итогам общественного мониторинга НП «ЖКХ Контроль» был разработан «Регламент взаимодействия собственников помещений многоквартирного дома и органов местного самоуправления (исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации) в ходе осуществления капитального ремонта», который направлен в Министерство строительства и ЖКХ с целью формирования рекомендаций для субъектов РФ.

Сеть общественного контроля ведет большую работу по жилищному просвещению граждан. В 2014 году силами общественников было проведено более 1300 бесплатных обучающих и просветительских мероприятий по тематике ЖКХ, инициировано свыше 3000 публикаций в СМИ по данным вопросам. Распространено 12 буклетов по актуальным вопросам жилищно-коммунального хозяйства, подготовленных НП «ЖКХ Контроль».

Сеть общественного контроля активно осуществляет общественную экспертизу проектов региональных и федеральных нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ. В частности, только в 2014 году была проведена экспертиза 5 нормативно-правовых актов федерального уровня. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ были обобщены НП «ЖКХ Контроль» и направлены в Министерство строительства и ЖКХ РФ и Государственную Думу РФ.

Вместе с тем участники совещания отмечают, что повышение эффективности работы сети общественного контроля требует серьезных усилий как со стороны самих представителей общественности, так и со стороны органов власти всех уровней.

В связи с этим УЧАСТНИКИ СОВЕЩАНИЯ РЕШИЛИ:

Рекомендовать региональным Центрам общественного контроля в сфере ЖКХ:

1.    Продолжить работу по объединению на базе Региональных центров представителей профильных НКО, жилищных активистов, добросовестных и эффективных представителей бизнес-сообщества, оказывающих услуги в жилищной и коммунальной сфере;

2.    Усилить работу по созданию местных центров общественного контроля в муниципальных образованиях субъектов РФ, выявлять и привлекать к работе активных председателей Советов домов, председателей ТСЖ;

3.    Провести работу с региональными органами власти по формированию законодательства субъекта, регламентирующего взаимодействие государственных и муниципальных органов власти, контрольно-надзорных органов, общественности;

4.    С целью организации работы по решению проблем, выявленных в сфере ЖКХ, активно использовать практику заключения соглашений с

·           профильными региональными министерствами;

·           фондами капитального ремонта МКД;

·           региональными энергетическими комиссиями (региональными службами по тарифам);

·           региональными органами  прокуратуры;

·           региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы

·           органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;

·           средствами массовой информации;

·           партиями и общественными движениями.

 

5.    Усилить работу по мониторингу региональных программ переселения из аварийного жилья, обеспечив к февралю 2014 года систематический общественный мониторинг за 85 % домов, строящихся в рамках программ переселения;

6.    Активнее внедрять практику формирования общественных рейтингов управляющих компаний;

7.    Усилить работу со средствами массовой информации, регулярно публикуя информацию о выявленных Центром проблемах и злоупотреблениях в сфере ЖКХ;

8.    Еженедельно передавать в Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ информацию о выявленных Центром нарушениях и проблемах для их обобщения и  определения системных решений.

I.     Рекомендовать Национальному центру общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»:

1.    Подготовить и разослать в региональные Центры общественного контроля модельный проект регионального нормативно-правового акта, регламентирующего взаимодействие государственных и муниципальных органов власти, контрольно-надзорных органов, общественности;

2.    Подготовить и разослать в региональные Центры общественного контроля  проект типового договора с:

·            профильными региональными министерствами;

·            фондами капитального ремонта;

·            региональными энергетическими комиссиями (региональными службами по тарифам);

·            региональными органами  прокуратуры;

·            региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы

·            органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;

·            средствами массовой информации;

·            партиями и общественными движениями.

3.    Подготовить и разместить на сайте НП «ЖКХ Контроль» краткую аннотацию методических пособий по жилищному просвещению, разработанных в субъектах РФ и аккумулированных НП «ЖКХ Контроль». 

4.    Подготовить и разослать в субъекты РФ обобщенные рекомендации по методикам формирования общественных рейтингов управляющих организаций;

5.    Сформировать в рамках Рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ тематические группы для проработки отдельных предложений и направлений;

6.    Из числа активистов региональных Центров общественного контроля сформировать список экспертов по различным направлениям, разместив его на сайте для осуществления взаимного консультирования членов Сети;

7.    Предусмотреть возможность обсуждения актуальных проблем и предложений в сфере ЖКХ через портал НП «ЖКХ Контроль»; 

8.    Сформировать план дальнейшего проведения дистанционных семинаров для региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и жилищных активистов на четвертый квартал 2014 и первый квартал 2015 года по наиболее актуальным вопросам управления МКД;

9.    Провести заседания Рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ (очное или заочное) посвященное проблемам:

·      Формирования общественных рейтингов региональных операторов капитального ремонта;

·      Совершенствованию условий деятельности по управлению МКД;

·      Использованию общедомового имущества МКД;

10.               Направить настоящую резолюцию Полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах с приложением списка Центров общественного контроля в субъектах РФ с целью их дальнейшего объединения на уровне федеральных округов;

II.  Просить органы власти субъектов РФ:

1.    Предусмотреть в бюджете субъектов РФ 2015 года средства для выделения грантов социально-ориентированным НКО, в обязательном порядке включив в их состав НКО, работающие в сфере ЖКХ;

2.    Принять региональные комплексные программы жилищного просвещения;

3.    Активнее привлекать НКО, работающие в жилищно-коммунальной сфере, к исполнению государственных и муниципальных заказов в сфере жилищного просвещения;

4.    Разработать и принять нормативно-правовые акты, регламентирующие взаимодействие государственных и муниципальных органов власти, контрольно-надзорных органов, общественности;

5.    Осуществлять формирование лицензионных комиссий субъектов РФ на основании открытости и прозрачности;

6.    Уточнить «Дорожные карты» развития сферы ЖКХ в субъектах РФ с учетом участия  в их реализации Центров общественного контроля в сфере ЖКХ.

7.    Завершить работу по формированию и запуску работы регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ в следующих субъектах: Республики Дагестан, Крым, Тыва, города Севастополь, Москва, Камчатском крае, Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе — Югра.

IY. Предложить Полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах:

·                Сформировать Советы по ЖКХ с участием региональных центров общественного контроля.

·                Включить в систему оценки субъектов и муниципалитетов дополнительный критерий – эффективность взаимодействия с гражданским обществом.

Y. Рекомендовать Министерству строительства и ЖКХ РФ:

1.    Разослать в субъекты РФ рекомендации по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимодействие государственных и муниципальных органов власти, контрольно-надзорных органов, общественности;

2.    Направить в субъекты РФ рекомендации по принятию регламентов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти, региональных операторов и собственников в процессе осуществления капитального ремонта (на основании проекта регламента, подготовленного НП «ЖКХ Контроль»);

3.    Использовать результаты общественного рейтинга работы региональных операторов в качестве составной части рейтинга региональных операторов, формируемого Министерством и Фондом содействия реформированию ЖКХ;

4.    Разработать систему мер, направленных на обеспечение политической и финансовой поддержки Центров общественного контроля с целью гарантии их независимой позиции при выявлении правонарушений в сфере ЖКХ;

YI. Просить Администрацию Президента РФ:

1.    С целью дальнейшего развития Сети общественного контроля в сфере ЖКХ предусмотреть отдельное направление по жилищно-коммунальной тематике в рамках выделения грантов Президента РФ для социально-ориентированных НКО.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru