Внедрение на территории Ленинградской области единого информационно расчетного центра началась в 2014году. Правительство Ленинградской области рапортует о внедрении ЕИРЦ на территории всей области. Что полезного для жителей области было реализовано?

В 2014 году на съезде управляющих организаций с трибуны заявлялось о незаметности и безболезненности внедрения этого финансового инструмента для жителей области и даже снижении тарифа на обслуживание. И однозначно не скажется на повышении платежей для собственников.

Сегодня уже можно говорить, что декларации произнесенные на этом съезде - это всего лишь слова, а деятельность этого финансового посредника отнюдь не так проста. Маленький штрих. При регистрации в 2013 году организационно-правовая форма ЕИРЦ - открытое акционерное общество. В 2015 году регистрируется новая редакция Устава, в которой  "п.1.3. Акционерное общество "Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области"  является непубличным обществом."

Еще в 2015 году Региональное отраслевое объединение работодателей – предприятий жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области, ссылаясь на федеральное законодательство обращало внимание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на слишком активный процесс по реализации этого проекта на территории региона.

«...Считаем, что распоряжение Правительства Ленинградской области от 11.12.2014г. № 671-р "Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг на территории Ленинградской области" противоречит законодательству РФ, в частности, нарушая нормы:

- Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных», который допускает обработку персональных данных только с письменного согласия каждого гражданина на обработку указанных данных. При заключении договоров на оказание жилищных и коммунальных услуг, в соответствии с действующим законодательством, управляющей компанией в договора управления и поставки коммунального ресурса (услуги) в обязательном порядке включается пункт о согласии гражданина на обработку его персональных данных. Передача третьим лицам этих данных недопустима без дополнительного согласования.

- п.7 ст.155 ЖК РФ, «собственники помещений в МКД….. вносят плату за жилое помещение… непосредственно в эту управляющую организацию»

- п. 1 ст. 171 ЖК РФ «В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.»

- ст.421 ГК РФ, устанавливающую, что юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается...»

В этом же обращении, после анализа работы ЕИРЦ, говорится о реализованном механизме повторяющихся на постоянной основе задержек платежей, после расщепления, в адрес исполнителей и поставщиков коммунальных услуг.

«...В едином платежном документе получателем платежа является АО «ЕИРЦ ЛО», а не управляющие компании, и собранные денежные средства распределяются не в банке, а сотрудниками АО «ЕИРЦ ЛО» вручную (используя средства автоматизации — добавлено ред.), что позволяет управлять по своему усмотрению собранными денежными средствами.

Также напрямую нарушается часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", где запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

От ресурсоснабжающих организаций Ленинградской области также поступают жалобы на серьезные нарушения сроков по аккумулированию, расщеплению и перечислению в их адрес средств, собранных с населения за коммунальные услуги. Подобная ситуация влечет за собой срыв графиков оплаты поставщикам за газ, электроэнергию, воду, твердое топливо, а также за выполненные работы по ремонту...»

Примеров о проблемах, с которыми сталкиваются жители области при запуске в том или ином районе представительства ЕИРЦ, накопилось много. Апробированные на территории пилотной Московской области механизмы по изьятию средств собственников при посредничестве ЕИРЦ реализуются на территории Ленинградской области.

Приведем пример интересного «программного решения», используемого ЕИРЦ для зарабатывания на «хлеб с маслом», которое достаточно сложно выявляется.

И от которого страдают уже не только пенсионеры и честные плательщики, которые из-за «искусственных особенностей» работы информационно-расчетного центра не имеют возможности получить льготы или пособие, но и управляющие организации. Особенно ощутимо это касается крупных компаний, которые обслуживают большой жилищный фонд. И для которых изьятие платежей даже на 2-3% может быть критичным. Ведь обслуживание общего имущества собственников МКД, в соответствие с договорами обслуживания, никто не отменял.

Но когда ЕИРЦ изымает из денежной массы, которая должна попасть на расчетный счет управляющей организации, 20% средств - это уже наводит на мысль о правомерности действий ЕИРЦ и может быть поводом привлечения внимания областной прокуратуры.

В качестве примера приводится управляющая организация МУП ЖКХ «Сиверский».

Компания крупная, обслуживает почти весь жилой фонд сельской местности Гатчинского района. Количество лицевых счетов примерно 25 тысяч.

За июнь месяц, после расщепления платежей собственников, компания недополучила примерно 5 миллионов рублей.

Что интересно! Как только стало понятно, что изьятие произошло, а это выяснилось не сразу, (в известность был поставлен руководитель ЕИРЦ), в течение получаса часть средств появилась на счете управляющей организации.

Но что происходит дальше?

За счет таких манипуляций у добросовестных плательщиков появляются пени и искусственно созданные долги.

Пренебрежение к собственникам, которых принудили платить используя единую квитанцию, уже не удивляет. На вопрос, что делать собственникам, у которых появились за счет таких манипуляций, долги и пени, ответ был простой. Плательщик должен написать заявление на перерасчет, направив письмо в ЕИРЦ. Учитывая размеры районов и Ленинградской области в целом, такой ответ является издевательским. Появление из воздуха долгов у добросовестных плательщиков автоматизировано, а перерасчет только по заявлению. То есть, в данном конкретном случае, примерно пять тысяч плательщиков должны написать заявление и любым удобным для него способом доставить его в ЕИРЦ.

Еще одна новация, которую ЕИРЦ незаметно подбросил собственникам Ленинградской области.

Строка «Страхование имущества» появилась в едином платежном документе.

Для большинства добросовестных плательщиков Ленинградской области будет неприятной новостью узнать, что оплатив квитанцию, в которой сумма страховки включена в общий платеж, они подписали договор-оферту.

Но, страхование - это дело добровольное!

И основание по включению этой строки в единую квитанцию должно быть единственным. Это внесение изменений в Жилищный Кодекс.

По результатам обработки обращений, накопившихся в региональном Центре общественного контроля ЖКХ,  выявились следующие проблемы, сопровождающие реализацию проекта по внедрению ЕИРЦ:

  • коммерческая компания получила преференции по работе с платежами жителей Ленинградской области;
  • тарифы ЕИРЦ существенно отличаются по разным территориальным управлениям одной компании;
  • высокий и необоснованный размер конечного вознаграждения ЕИРЦ;
  • несоблюдение условий договоров со стороны ЕИРЦ, в том числе задержка предоставления ЕПД; печать квитанций производится в Московской области;
  • некорректное начисление и потеря платежей населения;
  • неоперативность обработки жалоб и пренебрежительное отношение к плательщикам;
  • ошибки в платежных документах, некомпетентность сотрудников офисов ЕИРЦ при работе с населением, разрешении проблемных ситуаций.

Кроме официальной версии о «прозрачности расщепления» есть еще неофициальная. Она сводится к тому же, к чему у нас сводится все. К деньгам.

ЕИРЦ за свои «агентские услуги» получает вознаграждение в размере от 1,0 до 2,7% от управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Но что это такое — его агентские услуги? По сути, это ведь услуги посредника.

Сам ЕИРЦ ничего не производит, не созидает, не поставляет, не ремонтирует, не прибирает. Он просто встраивается в цепочку «потребитель коммунальной услуги — поставщик коммунальной услуги» и говорит: теперь все деньги от потребителя к поставщику идут через меня. Присылайте их мне, а я их буду «прозрачно расщеплять», и пусть поставщик мне платит за это от 1,0 до 2,7% с каждого прихода.

И если бы он встраивался в цепочку гладко и незаметно.

Но он ведь встраивается так, что ставит всю цепочку на уши и создает добросовестным плательщикам проблемы там, где раньше их не было.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru