Печать
Просмотров: 1439

Один отопительный сезон закончился, второй скоро начнется, а теплоснабжающим предприятиям Ленинградской области время принимать решения – впереди большая работа по переходу на концессию с возможным привлечением финансово-кредитных организаций, заключением энергосервисных соглашений, определением категорийности объектов и необходимости их реконструкции.

В конце февраля этого года состоялось расширенное заседание Ассоциации теплоснабжающих организаций Ленинградской области, действующей в составе РОО работодателей – предприятий ЖКХ ЛО. Выдержки из докладов участников.

Финансирование по-новому

«В этом году подготовка к отопительному сезону будет ознаменована большими изменениями на большинстве территорий с точки зрения организации работы предприятий в новых условиях, – сказал, открывая заседание, Андрей Гаврилов, председатель Комитета по ТЭК Ленинградской области. – Большинство теплоснабжающих предприятий новый сезон начнут уже в новом качестве, к сожалению или к счастью – другого пути для большинства из нас нет. Поэтому предстоит большая работа».

Речь идет об изменении схемы финансирования теплоснабжающих компаний, поскольку в ближайшее время помимо платы поставщиков коммунальных ресурсов останется только два источника: межтарифная разница и плата концедента (инвестора).

Концессия – договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных и других угодий.

В настоящий момент профильный комитет правительства собирает информацию о целесообразности заключения концессионных соглашений, которую должны подготовить все теплоснабжающие компании области совместно с районами. Пока информацию предоставила только треть районов. «Комитет должен понимать ситуацию, при этом инициатива должна исходить от вас, – обратился Андрей Гаврилов к теплоснабжающим предприятиям. – Для вас это исключительно хорошо, потому что в рамках концессионного соглашения вы будете четко понимать, сколько придет средств из бюджета и когда, и вы сможете четко планировать свою деятельность на весь срок концессии. То есть мы говорим о переходе к среднесрочному планированию деятельности. А не как сейчас – деньги приходят время от времени в зависимости от «настроения» муниципального образования».

В течение марта комитет должен был аккумулировать и проанализировать информацию, затем вопрос должны были вынесен на уровень губернатора, а в апреле планировалось запустить процедуру тарифного регулирования, с тем, чтобы к лету выйти на заключение концессионных соглашений.

«Концессия позволит приобрести уверенность в завтрашнем дне, – считает чиновник. – Но нужно понимать, что манны небесной тоже не будет».

При определенных условиях (договор аренды заключен до 2015 года и др.) есть возможность без конкурса заключать концессию – происходит трансформация договора аренды в концессию, что значительно ускоряет процедуру.

По словам Олега Устинова, замглавы ГКУ ЛО «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области», приходится сталкиваться с тем, что теплоснабжающие предприятия не осведомлены в новшествах концессионного законодательства. Например, на первом этапе при подаче заявки в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в целях долгосрочного тарифного регулирования предприятиям нужно иметь акт технического обследования в соответствии с Приказом Минстроя от 21.08.2015 № 606/пр. Такой акт может быть разработан самой  теплоснабжающей организацией и согласован муниципальным органом власти. «По сути, – говорит Олег Устинов, – акт обследования – это черновой вариант инвестиционной программы, то есть то, что является основой для тарифных решений».

«Отмечу, – добавил Андрей Гаврилов, – нам не хотелось бы, чтобы в Комитет по тарифам вы (в данном случае РСО) направляли заявки до обращения в Комитет по ТЭК, это будет холостой выстрел».

Внимание безопасности

Другой вопрос повестки дня был посвящен исполнению федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Алексей Бонюшко, начальник отдела контроля обеспечения безопасности объектов ТЭК ГКУ ЛО «ЦЭПЭ ЛО» напомнил, что перечень крупных объектов ТЭК, подлежащих категорированию, ежегодно актуализируется. Сегодня в нем 91 газовая котельная, еще 10 объектов планируется включить в этом году. Методику категорирования можно бесплатно получить в центре энергосбережения – она распространяется Министерством энергетики. Процесс категорирования предполагается завершить до 2022 года.

Согласно федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Росгвардии, помимо прочего, поручено осуществлять государственный контроль за обеспечением безопасности объектов ТЭК. Обследования проходят комиссионно, ежегодно формируется план проверок, направляются соответствующие уведомления. Требования, предъявляемые при проверке, определены Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

«Посмотрите эти правила сейчас, – советовал Алексей Бонюшко, – если есть несоответствия, и если еще нет плана реконструкции, то необходимо как минимум разработать техническое задание на реконструкцию инженерно-технических средств охраны, тогда проверку вы пройдете. Кроме того, работы по обеспечению безопасности можно заложить в тариф и в концессионное соглашение».

Сбербанк предлагает и обещает

Жанна Бурыгина, начальник отдела клиентских менеджеров регионального госсектора головного отделения по ЛО ПАО «Сбербанк» Северо-Западный банк, выступила с докладом об участии финансово-кредитных организаций в реализации концессионных соглашений в сфере теплоснабжения. «Опыт показал, что не во все ранее разработанные и уже заключенные соглашения банк готов идти, – рассказывает Жанна Бурыгина. – У нас есть свои требования, и если вы планируете привлекать финансирование, то мы призываем привлекать нас к разработке концессионного соглашения на ранней стадии».

Она также отметила, что типовая концессия в сфере теплоснабжения сейчас согласовывается с Минстроем России (утверждена Минстроем), после чего проект будет доведен до субъектов, и этой типовой формой можно будет пользоваться. Тем не менее, каждый проект индивидуален. «Основываясь на ваших входных данных, – поясняет Жанна Бурыгина, – мы направим вам чек-лист с информацией, на какой срок ложится проект, каким получается размер платы концедента и т. д. С нашей четкой и обоснованной финансовой схемой можно выходить в комитеты».

Представители теплоснабжающих предприятий обратились к банку с просьбой открывать такие кредитные линии, по которым теплоснабжающие организации имели бы возможность во время отопительного сезона на месяц-два пользоваться деньгами, с тем, чтобы потом их погашать за счет прихода денег населения или межтарифной разницы. Речь идет о краткосрочных кредитах без обеспечения.

Овердрафт (англ. overdraft – сверх планируемого, перерасход) – кредитование банком расчетного счета клиента для оплаты им расчетных документов при недостаточности или отсутствии на расчетном счете клиента-заемщика денежных средств.

«Без обеспечения может быть формат овердрафта, – прокомментировала Жанна Бурыгина, – в данном случае скорее уместнее говорить о других видах обеспечения. Мы направим предложения в центральный аппарат».

Платежные графики

Обсудили на заседании и новинку законодательной базы – Постановление Правительства РФ от 04.02.2017 № 139 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов». Документ устанавливает обязанность потребителей энергоресурсов, имеющих задолженность по оплате, предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате. Речь идет о задолженности, равной двойному размеру среднемесячной величины обязательств по оплате или превышающую его, однако как рассчитывается среднемесячная величина – не очень понятно. «Есть возможность для злоупотреблений», – считает Виктория Верещагина, адвокат Санкт-Петербургской Коллегии адвокатов «Худяков и Партнеры».

Предполагается, что обеспечение предоставляется в виде выдаваемой банком независимой гарантии, кроме того, по согласованию с поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия, и областной комитет по ТЭК уже заявил, что готов предоставлять гарантии того, что межтарифная разница будет выплачена.

Требование по предоставлению гарантии обосновано, – считают в филиале ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в Ленинградской области. «Практика показывает, что не все предприятия способны к 1 июля рассчитаться за поставленный газ, непогашенные долги скапливаются с февраля-марта, – отмечают поставщики газа. – Более 10 лет назад существовала схема предоплаты за ресурс, постепенно она трансформировалась в оплату по факту, но сейчас уже никто не помнит и про факт, подписываются графики с выходом на ноль к 1 сентября, мы готовы на это идти, но с тем, чтобы после 1 сентября начиналось авансирование».

Газовики также напомнили, что по существующей судебной практике (Обзор Верховного суда от 19 октября 2016 года): теплоснабжающие организации – не коммунально-бытовой потребитель, а значит, если они потребляют газ неравномерно по суткам, то обязаны платить за суточный перерасход газа с повышающим коэффициентом. «Недобор не штрафуется, – подсказывают поставщики, – планируйте потребление с учетом погодных катаклизмов. Сейчас договоры в основном заключаются с ориентиром на объемы прошлого года, а зимы-то разные!»

Озвучили газовики и идеальную модель платежей за газ: расчетная годовая плата делится на 12 месяцев и регулярно вносится среднемесячная величина. «Вместо обсуждения дат выхода на ноль авансируйте в сентябре, раз вам раньше давали рассрочку, – призвали в «Межрегионгазе». – Необязательность ваших платежей – в этом загвоздка. Мы приняли решение, что на следующий год графики погашения задолженности не подписываем, потому что с 2012 года никто ни разу не выполнил условий графика».

«Обсуждение платежной дисциплины должны идти от начала цепочки – от платежной дисциплины населения!» – прозвучало из зала. Действительно, в законодательстве не согласованы сроки внесения платежей на этапах цепочки оказания коммунальных услуг, но это уже совсем другая история…