Печать
Просмотров: 1498

В деревне Кудрово, в доме по улице Венской, 5 разгорелись поистине шекспировские страсти: управляющая компания отключила домофоны в ряде квартир, а строгие консьержи не пускают внутрь посторонних. В управляющей компании говорят, что домофоны отключили за долги ЖКХ. Жильцы парируют: качество многих коммунальных услуг просто недостойно оплаты.

Эта история могла произойти где угодно. Споры жильцов с управляющими компаниями стали уже классикой. Но в Кудрово дело дошло практически до открытой конфронтации.

По словам обитательницы дома Анастасии Брылевой, сейчас, если жильцы выходят на улицу без магнитных ключей, консьержи их не пускают, и людям приходится ждать, пока не появится кто-нибудь из соседей. Самая сложная ситуация с врачами. Кудрово - район молодых семей, педиатры здесь нарасхват. И были случаи, когда врачи не могли зайти в парадную, чтобы помочь больному ребенку.

Законно ли не пускать собственников и их гостей в парадную? С таким вопросом "РГ" обратилась к юристам. "Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством. Действия должностных лиц управляющей компании могут быть квалифицированы как самоуправство", - заявил главный научный консультант компании "Юридическая служба столицы" Дмитрий Ястребов. Эксперт посоветовал жильцам обратиться с заявлением в суд. Адвокат Владислав Капканов считает, что в данной ситуации людям следует идти в полицию и прокуратуру. Причем, ситуация с недопуском врачей видится Капканову более чем серьезной.

- Если в результате недопуска наступят какие-либо тяжкие последствия, виновные лица понесут уголовную ответственность, - говорит он.

- Если домофон входит в состав общего имущества дома и этот аспект отражен в договоре на управление, то ограничение в пользовании домофоном, скорее всего, содержит состав административного правонарушения, - отмечает Дмитрий Томко, адвокат Национальной юридической службы "Амулекс".

Генеральный директор УК "Уют" Ольга Еремина утверждает, что ее компания действует исключительно в рамках закона. По ее словам, в квартирах тех жильцов, кто накопил долг за коммуналку, были отключены домофонные трубки, так как эта услуга не относится к базовому пакету. Процедура отключения стандартна: можно прекращать подачу электричества, канализации, в "Уюте" же решили начать с домофона.

И все бы ничего, да только, по словам жильца дома Владислава Шаршина, долг за коммуналку возник не просто так: вот уже два года в доме практически нет горячей воды. В первые месяцы после заселения из кранов текла теплая жижа коричневого цвета, после многочисленных жалоб начался ремонт труб, странная субстанция пропала. Но напор оказался недостаточен, в квартирах исчезла горячая вода. Владислав Шаршин вспоминает, что раньше принять душ можно было только глубокой ночью, со временем напор ослаб настолько, что люди потеряли возможность пользоваться горячей водой вообще. В итоге жители дома массово ходят мыться в соседний фитнес-клуб и постепенно теряют терпение. Летом активисты вообще решили отказаться от услуг "Уюта" и создали свое товарищество собственников недвижимости. Но к работе новое ТСН так и не приступило, поскольку в "Уюте" посчитали, что новая структура незаконна. Кто именно будет управлять домом, сейчас решается во Всеволожском райсуде.

В "Уюте" утверждают, что делают все для комфорта жильцов. Например, УК из-за ситуации с водоснабжением недавно подала в суд на застройщика. Это дело в некотором роде беспрецедентно, ведь, как правило, именно застройщики определяют, какая компания будет управлять их объектами. Дело в том, что, по словам адвоката Любови Киселевой, пока более половины квартир в новостройке не распроданы, новоселы не имеют права самостоятельно выбирать коммунальщиков - это ответственность застройщика, ведь кто-то в этот период должен вывозить мусор, обслуживать лифты.

Но нет ничего более постоянного, чем назначенная на время УК. Практика показывает, что даже после окончательного заселения дома сменить управляющую компанию практически невозможно. В "Уюте" говорят, что пошли на суд с застройщиком ради жильцов и к марту обещают ситуацию исправить. Жильцы в это не особенно верят. Они массово заказывают магнитные ключи, приобретают абонементы в фитнес-клуб, многие проклинают тот день, когда заселились в дом на Венской, 5.

Кстати

Вопросы к управляющим компаниям есть у жильцов многих новостроек. Проблема с напором воды характерна для нескольких кудровских ЖК. Но, несмотря на все сложности, квартплата в новостройках Кудрово оказывается несравненно выше, чем в Петербурге. Например, если в спальных районах Северной столицы за 50-метрововую двухкомнатную квартиру двое жильцов платят в месяц 3,5-4 тысячи, то в аналогичном жилье-новостройке на Европейском проспекте, 13, который обслуживает ООО "Балтийский дом", квартплата достигает 7,5 тысячи рублей в месяц.

Дмитрий Зацаринский, адвокат - «- Сфера ЖКХ довольно консервативная, многим положениям законодательства уже более десяти лет, и значительное число применяемых схем сегодня неэффективны. Главная проблема в том, что жильцы оказываются фактически один на один с управляющими компаниями. Конечно, существуют контролирующие структуры, например жилинспекция. Но она в первую очередь работает с документами, у нее довольно скромные полномочия и, что очень важно, инспекция не занимается оперативным разрешением ситуаций: если у жильцов отключили воду, то она не сможет добиться, чтобы ее дали здесь и сейчас. Мне кажется, предотвращать такие ситуации, как в Кудрово, можно только на законодательном уровне, расширив ответственность управляющих компаний и усилив контроль в данной области.»