Тарифы ЖКХ

Речь, конечно же, не о том, чтобы не платить вообще, а о том, как оплачивать только то, что положено по закону.

Например, вы проводите свой отпуск на даче или улетаете в рабочую командировку за кордон. Получается, что дома вы не были, воду не лили, батареями не грелись, свет и газ не включали. Нелогично платить за то, чем вы не пользовались. Есть и другая сторона медали: услугами пользуетесь день и ночь, но из крана течёт красная вонючая жидкость. Или вообще не течет. Или того хуже - стены от холода содрогаются.

Что в таких случаях делать собственникам квартир? Как платить только за действительно полученные и достаточно качественные коммунальные услуги? Ответы на эти вопросы корреспондент «Леноблинформа» искала в российском законодательстве вместе с председателем экономического развития и инвестиционной политики Сланцевского района Константином Рожковым.

Экономим, когда нас нет дома

После новогодних праздников любители заграничного и загородного отдыха возвращаются домой. Длительное отсутствие в квартире - повод сделать перерасчёт за коммунальные услуги. Об этом побеспокоился житель Сланцевского района Иван Филиппович, который оставил свои вопросы в блоге главы администрации Сланцевского района Игоря Федорова.

«Подскажите, знаю, что, когда дома не было — ЖКХ может сделать перерасчёт. Новогодние каникулы считаются? Куда писать бумагу? И что надо?» — спрашивает он.

Отвечая на вопрос Ивана Филипповича, наш собеседник Константин Рожков отметил, что правила предоставления коммунальных услуг едины для всех: и для сланцевчан, и для других жителей региона и страны. В них прописано, что перерасчёт осуществляется при отсутствии человека в квартире более пяти полных календарных дней подряд, но не более шести месяцев. При этом они не распространяются на те дома, в которых установлены счётчики, поскольку оплата в таких случаях совершается по их показаниям. Также следует понимать, что не подлежит перерасчету плата за тепло и коммунальные услуги на общедомовые нужды, которые оказывались, пока собственника не было.

Поскольку на слово никто не поверит, нужно заранее побеспокоиться о бумагах, подтверждающих ваше отсутствие в квартире. В качестве документов сгодятся:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Подтверждающий ваше отсутствие документ необходимо приложить к заявлению о перерасчете. Возникает логичный вопрос — куда нести эти бумаги.

Как рассказал Константин Рожков, есть два варианта исхода событий — предоставить пакет документов либо в управляющую организацию, либо напрямую в ресурсоснабжающую организацию. Срок подачи заявления – 30 дней с момента возвращения.

В соответствии с законодательством в тех многоквартирных домах, где есть управляющая организация, она является исполнителем коммунальных услуг.

«В большинстве регионов управляющие организации не спешат заключать договор с ресурноснабжающими организациями, потому что им придется расплачиваться полным рублём за всех собственников и нанимателей, которые не всегда платят вовремя. Они могут на этом попросту прогореть», — рассказывает председатель экономического развития и инвестиционной политики Сланцевского района.

В таких случаях, если управляющая организация не заключила с ресурсноснабжающими организациями договор, собственникам придётся напрямую подавать пакет документов на перерасчёт в ресурсноснабжающие организации, уточняет Константин Рожков.

При этом сложность ситуации в том, что услуги оказывают разные ресурсноснабжающие организации: за воду отвечает одна, за газ — вторая. Поэтому следует подготовить сразу несколько пакетов документов в каждую из них.

Возвращаем то, чего не получили

Не каждое поселение может похвастаться тем, что система ЖКХ в нем не даёт сбоев. Случается, что горячая вода доходит до последних этажей чуть тёплая, свет «мигает», или холод в квартире не даёт спокойно жить. О своих проблемах жители населённых пунктов пишут в блоги на «Леноблинформа». Руководители предпринимают действия: вступают в программы, совершенствуют систему ЖКХ из средств местного бюджета, но зачастую люди уже не могут терпеть.

«Я обращалась с заявлениями в ООО "Тихвин ТЭК" о ненадлежащем качестве отопления в моей квартире <…> и непосредственно на участок №3 начальнику участка Казаченко И.Е. <…> для установления данного факта с составлением акта. 25 декабря пришла техник участка №3, зафиксировала температуру воздуха в квартире ниже нормативной температуры (+13 в комнате и +12 в кухне). <…> Четкого и внятного ответа по моей ситуации я добиться от них не могу! За какой расчетный период будет сделан перерасчет за предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества? За время новогодних каникул ситуация усугубилась катастрофически, отопление на кухне отсутствует совсем (батарея ледяная). На мои неоднократные обращения диспетчер данной организации отвечала одно: «Начальство в курсе»... Результата никакого», — поделилась Ольга в блоге главы администрации Тихвинского района Александра Тимкова.

«У нас в деревне отключили воду 18 декабря утром, сегодня суббота, 20 декабря, 20-45, а воды как не было, так и нет. Хотя в Вындин острове дали сегодня утром. А мы что, не люди? Мы не хотим кушать, мыться, стирать? Даже не соизволили организовать доставку воды. Это в наше-то время? 21 век на дворе. Старики немощные, не могут до магазина дойти, который находится в Вындин Острове, а тут ещё и воды нет. На выходных, естественно, никто делать не будет, да и на следующей недели не известно, когда дадут, так как сказали, что нет денег на ремонт. А ведь у нас и дети есть и скотинка в подворье стоит», — пожаловались жители деревни Гостинополье главе администрации Волховского района Юрию Олейнику в его блоге.

«Вопрос простой — когда служба теплоснабжения Волхова начнет заниматься своими прямыми обязанностями, а именно подавать тепло в жилые дома? Молодёжная улица, дом 8А. Мы замерзаем уже месяц! Спасибо зиме, что не торопится приходить, и позор фирме ЛОТЭК, не способной организовать работу. <…> За что мы платим каждый месяц? Нам не нужен перерасчёт. Дайте нам, пожалуйста, тепло в квартиры! Дети мерзнут!» — взывает к помощи в блоге главы администрации Волховского района Юрия Олейника Наталья.

Так или иначе, жители этих поселений коммунальные услуги должным образом не получили. Но прежде, чем говорить о перерасчёте, надо знать, какие требования к качеству воды, света, тепла предъявляются.

Требовать изменений в квитанциях можно, если холодной воды не было на протяжении четырёх часов единовременно и восьми часов в общей сумме в течение одного месяца. Такие же нормативы и по горячему водоснабжению. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения - два часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа при наличии одного источника питания. Без отопления при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры позволительно сидеть не более 24 часов в общей сумме в течение одного месяца и не более 16 часов единовременно, при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C — не более 8 часов единовременно, при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C — не более 4 часов единовременно. Что касается газа, то он может отсутствовать не более четырёх часов суммарно в течение одного месяца.

Особые требования к качеству услуг во время бодрствования человека и сна: допустимое отклонение температуры горячей воды от 40°C (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C; допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C. Что касается отопления, то допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3 °C, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Кроме того, не допускается отклонение давления, состава свойств горячей воды, отклонение напряжения и частоты электрического тока.

Нарушение всех этих требований может стать поводом для перерасчета. Однако сперва все колебания температур и изменения свойств воды надо доказать. Для этого собственнику или нанимателю жилого помещения необходимо вызвать на дом представителей управляющей организации. Они обязаны замерить температуру воздуха или воды и составить акт проверки.

«В управляющую организацию необходимо обращаться как можно быстрее. Они, в свою очередь, должны немедленно принять меры — если жилец обратился сегодня, то надо прореагировать не позже завтрашнего дня и прислать своих представителей. Собственнику надо побеспокоиться заранее: потом, так просто, на слово, никто не поверит, что в доме было холодно», — рассказал о процедуре Константин Рожков.

Далее процедура обращения та же, что и в ситуации с перерасчётом средств при временном отсутствии человека. Заявление с актом проверки следует передать в управляющую организацию или напрямую в ресурсоснабжающую организацию.