Риски неудачного внедрения ГИС ЖКХ

21 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», обязующий управляющие организации и организации собственников жилья с 01 июля 2016 года:

1. размещать в системе информацию (электронные паспорта многоквартирных домов, информация о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг, порядке формирования коммунальных платежей, проведении мероприятий по энергосбережению, техническом состоянии многоквартирных домов и т.д);

2. осуществлять размещение с использованием средств электронной подписи;

3. обеспечивать полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.

Система декларируется в качестве информационно-аналитической и должна использоваться как инструмент для принятия управленческих решений и обеспечения информированности граждан о сфере ЖКХ в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. Внедрение системы в регионах должно способствовать возможности контроля проверки корректности и прозрачности начислений, повышения уровня вовлеченности граждан в сферу управления многоквартирными домами, формированию открытости информации о деятельности управляющих компаний и структуре тарифов. Для органов власти всех уровней система позволяет обеспечить контроль расчетов между гражданами, управляющими и ресурсоснабжающими организациями, учет состояния жилого фонда, прием обращений граждан и контроль их отработки. Система также позволяет получать оперативную информацию об авариях и отключениях и контролировать сроки их устранения. В свою очередь для управляющих, ресурсоснабжающих организаций и ТСЖ система предназначена как инструмент удобного ввода данных в соответствии с требованиями законодательства, который к тому же позволяет использовать единую нормативно – справочную информацию и обеспечивает интеграцию с существующими информационными системами.

Как следует из ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ к проекту федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», оценка расходов федерального бюджета на мероприятия по созданию ГИС ЖКХ формируется на основе расчета затрат, приведенных далее в настоящем финансово-экономическом обосновании, и составляет:

·         - на создание и внедрение федерального сегмента ГИС ЖКХ, формирование требований к региональному сегменту ГИС ЖКХ – 204 623 тыс. рублей;

·         - на сопровождение федерального сегмента - 40 043 тыс. рублей в год.

Оценка расходов субъектов Российской Федерации формируется с учетом использования внебюджетных источников финансирования и механизмов государственно-частного партнерства на основе расчета затрат, приведенных далее в настоящем финансово-экономическом обосновании, которые составляют:  

·         - на создание и внедрение регионального сегмента ГИС ЖКХ во всех субъектах Российской Федерации - 681 823 тыс. рублей;

·         - на сопровождение регионального сегмента - 151 501 тыс. рублей в год.

В общей сложности 1 077 990 000 рублей.

Сама система ГИС ЖКХ в настоящий момент находится на этапе тестовой эксплуатации (ознакомиться можно по ссылке: http://dom.gosuslugi.ru). С 1 февраля 2016 года планируется предоставление информации от участников информационного взаимодействия (УО, ТИОГВ, ОМС, РСО, УК, ТСЖ, ЖСК и др.), а с 1 января 2017 года – массовое использование ГИС ЖКХ в качестве источника информации о начислениях и платежах за жилищно-коммунальные услуги.

Внедрение данной информационной системы прежде всего обеспечит информационную прозрачность сферы ЖКХ и соблюдение принципа однократности ввода информации, а также улучшит информационное обеспечение отрасли.

В Законе прописаны следующие этапы реализации данной системы: до 1 февраля 2016 года ГИС ЖКХ находится в стадии разработки и тестовой эксплуатации, а с 1 февраля 2016 года планируется полноценное предоставление информации от всех участников информационного взаимодействия (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК, РСО, ТИОГВ, ОМС и др.).

Тем не менее, законодательством предусмотрены и более ранние сроки внедрения системы в нескольких регионах страны в рамках опытной эксплуатации. В виду того, что Санкт-Петербург является одним из таких пилотных регионов, необходимость регистрироваться и размещать информацию в системе ГИС ЖКХ стала актуальной уже сейчас.

Министерство связи и массовых коммуникаций сделало массовую рассылку по организациям Санкт-Петербурга, управляющим многоквартирными домами (МКД), направив официальное письмо, обязующее такие организации зарегистрироваться в ГИС ЖКХ до 1 мая 2015 года, а с 1 мая 2015 года размещать сведения о МКД, в отношении которых данные организации осуществляют деятельность по договору управления.

Также в письме сообщается, что за неисполнение обязанности размещения в ГИС ЖКХ информации устанавливается административная ответственность в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. (статья 13.19.1 Кодекса об административных правонарушениях).

Для того, чтобы начать работу на портале ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) необходимо:

1. Получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) для работы с Порталом ЖКХ.

2. Зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации ЕСИА, а именно зарегистрировать руководителя организации, подтвердить личность ключом КЭП, зарегистрировать организацию в профиле пользователя.

3. Зарегистрироваться на портале ЖКХ (автоматическое заполнение данных на основе данных из ЕСИА и заполнение дополнительных данных об организации).

В ближайшее время ожидается утверждение регламента Минкомсвязи по размещению информации в ГИС ЖКХ.

По мнению экспертного сообщества (http://d-russia.ru/zhkx-2017-gosudarstvennaya-informacionnaya-sistema-mozhet-ostanovit-kommunalnye-platezhi.html) – «Главное же замечание, которое можно сделать в связи с требованиями к ГИС ЖКХ, таково: не вполне ясно, за счет чего ее основные пользователи, а это граждане и компании, управляющие жилищным фондом, получат выгоду и удобства.

 

В заключение следует отметить, что риски неудачного внедрения ГИС ЖКХ, если они, не дай Бог, реализуются, повлекут тяжелые последствия не только и не столько для Минкомсвязи и «Почты России». Пострадает прежде всего жилищно-коммунальный комплекс страны. Закон о ГИС ЖКХ разрешает гражданину – потребителю услуг ЖКХ не оплачивать их, если счет за предоставленные услуги и потребленные ресурсы не выставлен в ГИС ЖКХ. Ее неработоспособность просто остановит платежи.»