Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, а также проверок хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения субъектами РФ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за 9 месяцев 2017 года.

В период с января по сентябрь 2017 года выездной мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту многоквартирных домов, а также реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры был осуществлен в 75 субъектах РФ. Работниками Фонда с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) были проведены 132 выездные проверки, в том числе 56 плановых и 76 внеплановых проверок. При этом в рамках программ переселения и капитального ремонта был осмотрен 2 631 многоквартирный дом на территории 331 муниципального образования.

В ходе проведения выездного мониторинга реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда основное внимание уделялось:

  • проверке завершения реализации третьего этапа (2015-2016 годов) и хода реализации четвертого этапа (2016-2017 годов) программы переселения, а также выявлению рисков незавершения программы переселения до 1 сентября 2017 года;
  • проверке достижения значений целевых показателей реализации программы переселения, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 года № 1743-р;
  • контролю за достоверностью сведений, представляемых субъектами РФ в составе отчетных данных в Фонд;
  • осмотру домов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству;
  • контролю за устранением нарушений по качеству жилых помещений в домах, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России № 709/пр;
  • соблюдению требований, предусмотренных договором о долевом финансировании, по приемке домов и жилых помещений, в том числе обеспечению участия представителей общественного контроля; по обязательному проведению экспертизы проектной документации и осуществлению государственного строительного надзора при строительстве предназначенных для переселения граждан домов;
  • выявлению подрядных организаций, нарушивших сроки выполнения муниципальных контрактов.

Мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту МКД

Проведенный анализ результатов выездного мониторинга показал, что несвоевременное завершение мероприятий по переселению граждан в большинстве случаев по-прежнему связано с организационными недостатками, которые выражаются в отсутствии надлежащей подготовки органов местного самоуправления к ее реализации, с низким уровнем администрирования выполнения мероприятий программы в муниципальных образованиях и недостаточным контролем за ходом реализации программы со стороны ответственных органов исполнительной власти (отмечено в 24 субъектах РФ). Также в ряде проверенных субъектов РФ причиной срыва сроков выполнения программ продолжает оставаться ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций в части соблюдения графиков, сроков и качества выполняемых работ (отмечено в 29 субъектах РФ). Кроме того, в нескольких регионах отмечались финансовые трудности в обеспечении финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья своевременно и в полном объеме (отмечено в 5 субъектах РФ).

По результатам всех проверок главам субъектов РФ направлены рекомендации о необходимости принятия конкретных мер по недопущению срыва сроков реализации четвертого этапа программы, по итогам рассмотрения которых субъекты информируют Фонд о ходе устранения нарушений. Кроме того, отчеты о проведении выездного мониторинга в субъектах РФ, не достигших значений целевых показателей реализации программы переселения за предшествующий проверке год, направляются Фондом полномочным представителям Президента РФ в соответствующем федеральном округе.

По выявленным в ходе выездного мониторинга реализации программы переселения фактам предоставления недостоверной информации в Фонд в составе отчетности в период с января по сентябрь 2017 года требования о возврате финансовой поддержки Фонда в размере 500 тыс. рублей предъявлены 14 субъектам Российской Федерации.

В ходе плановых и внеплановых выездных проверок на территории 65 субъектов РФ в целях контроля качества предоставляемых жилых помещений осмотрен 1931 МКД, построенный (строящийся) в рамках реализации программ переселения 2013-2017 годов, а также программ переселения 2011-2012 и 2012-2013г.

Существенные строительные дефекты выявлялись в 609 домах на территории 55 субъектов РФ. Из них 290 домов в 37 субъектах РФ были включены в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Приказом Минстроя России №709/пр, остальные 319 многоквартирных домов уже находились на контроле Фонда. При этом наиболее грубые нарушение обнаружены в 19 многоквартирных домах в 10 регионах, что составляет порядка 1% от общего количества проверенных домов.

В ходе осмотра 103 домов в 34 субъектах РФ не подтвердилась ранее представленная регионами в Фонд информация о полном устранении нарушений требований к качеству жилых помещений или дополнительно были выявлены новые нарушения, возникшие в ходе их эксплуатации, в связи с чем устранение дефектов в указанных домах было повторно взято на контроль Фонда.

Устранение нарушений во всех указанных домах взято на контроль (продолжает оставаться на контроле) Фонда в рамках исполнения Приказа Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр.

Кроме того, в ходе осмотра предоставленного переселяемым гражданам жилья в 6 субъектах РФ выявлено, что в нарушение требований ст.55 Градостроительного кодекса РФ администрациями муниципальных образований выдавались разрешения на ввод в эксплуатацию домов, строительство которых не завершено или имеющих грубые нарушения по качеству.

Основными причинами строительства жилья низкого качества и нарушения сроков строительства домов являются ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций, а также недостатки проектной документации. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. В период с января по сентябрь 2017 года выявлены 14 подрядных организаций (застройщиков), по вине которых допущены нарушения строительных норм и правил при строительстве 28 домов в 12 регионах, а 71 организацией сорваны сроки строительства 183 домов в 29 регионах.

Необходимо отметить, что в ходе проверок в нескольких регионах зафиксированы факты заключения контрактов со строительными организациями, ранее нарушавшими сроки исполнения обязательств в рамках предыдущих этапов программ переселения, отмечено в том числе в Ленинградской области.

В текущем году Фондом продолжено информирование саморегулируемых организаций в сфере строительства о нарушениях порядными организациями (застройщиками) условий государственных (муниципальных) контрактов, а также Ростехнадзора о фактах ненадлежащего исполнения саморегулируемыми организациями функций по контролю за деятельностью своих членов.

В отдельных муниципальных образованиях 10 субъектов РФ контракты не соответствуют утвержденным Фондом типовым формам, а именно: не соблюдены рекомендации Фонда о наличии в них графиков производства строительно-монтажных работ с условием отчетности и оплаты по этапам их исполнения, условия контрактов не предусматривают зависимость размера оплаты от объема фактически выполненных работ, гарантийные сроки на приобретаемые жилые помещения менее сроков, предусмотренных типовыми формами.

Кроме того, в отчетном периоде 2017 года продолжают выявляться случаи неустановления при проведении конкурсных процедур по закупке строительных работ к участникам (подрядным организациям, застройщикам) дополнительных требований в части наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, что является нарушением части 4 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и пункта 2 приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 года №99.

В нарушение условий Договора о долевом финансировании не во всех регионах обеспечена надлежащая работа приемочных комиссий с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности. В частности, в ряде муниципальных образований 23 субъектов РФ в состав комиссий не были включены представители государственных надзорных органов, а также общественных организаций.

Взаимодействие с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию»

Так, в ходе проверочных мероприятий с представителями региональных центров Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (далее ОНФ) проводился совместный осмотр строительных объектов в 19 субъектах РФ. Кроме того, Фондом принимались меры реагирования по сведениям, поступившим от ОНФ о ненадлежащем качестве жилья в 12 регионах. Всего по результатам проверок устранение нарушений в 21 многоквартирном доме поставлено Фондом на контроль в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр.

Взаимодействие с «Национальным центром общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»

Активное взаимодействие при проведении Фондом выездного мониторинга осуществляется с региональными центрами некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль». За прошедший период 2017 года представители общественной организации принимали участие в проверках Фонда в 36 субъектах Российской Федерации. По обращениям НП «ЖКХ Контроль» Фондом взято на контроль устранение строительных недостатков в 26 домах на территории 11 субъектов РФ. Кроме того, информация о нарушениях, выявленных региональными отделениями общественного контроля, рассматривалась в ходе планового и внепланового выездного мониторинга. В свою очередь, Фондом в адрес НП «ЖКХ Контроль» направлялись сведения о наиболее существенных нарушениях требований к качеству в целях оказания региональными центрами указанной организации содействия в контроле за ходом их устранения.

При проведении контрольных мероприятий реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и их краткосрочных планов в период с января по сентябрь 2017 года особое внимание уделялось:

  • проверке выполнения требований Федерального закона № 185-ФЗ при реализации софинансируемых Фондом краткосрочных планов программ;
  • проверке качества выполненных ремонтных работ и вопросам определения стоимости капитального ремонта многоквартирных домов;
  • анализу деятельности региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов в части реализации краткосрочных планов программ.

По результатам проверок реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов выявлены следующие основные нарушения:

  • в нарушение части 11 статьи 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ в 9 субъектах РФ оплата работ и (или) услуг по капитальному ремонту производилась на основании актов приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг, не согласованных с органами местного самоуправления и не подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах;
  • невыполнение экспертизы сметной документации на капитальный ремонт домов либо проверки достоверности определения сметной стоимости (выявлено в 11 субъектах РФ);
  • нарушения технических регламентов и строительных норм и правил, что свидетельствует об осуществлении на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций и заказчиков (выявлено в 9 субъектах РФ);
  • осуществление строительного контроля за ходом капитального ремонта организациями, не имеющими свидетельств СРО на данный вид деятельности, что не соответствует требованиям приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (выявлено в 5 субъектах РФ);
  • несоблюдение положений частей 1, 2 и 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ о разработке рабочих чертежей (или схем) для видов работ, касающихся надежности и безопасности зданий, выполнение работ по сметной документации, составленной по дефектным ведомостям (выявлено в 5 субъектах РФ).

Причинами указанных нарушений является ненадлежащий контроль за ходом реализации программных мероприятий со стороны региональных фондов капитального ремонта, органов местного самоуправления, ненадлежащая организация осуществления строительного контроля и допускаемые подрядными организациями нарушения градостроительного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Мониторинг хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры

В период с января по сентябрь 2017 года работниками Фонда проведен выездной мониторинг хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения требований, установленных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 1451, в 15 субъектах РФ, в том числе Ленинградская область.

По результатам указанных проверок выявлены следующие основные нарушения:

  • строительный контроль со стороны концессионеров (заказчиков) выполняется с нарушением части 7 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 468;
  • не в полной мере выполняются предусмотренные договором о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда условия о порядке проведения независимого строительного контроля, зафиксировано, в том числе в Ленинградской области;
  • в составе отчетности о ходе реализации проектов модернизации представляются недостоверные сведения, в связи с чем Хабаровскому краю и Ленинградской области предъявлены штрафные санкции в сумме 100 тыс. рублей, предусмотренные договором о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Кроме того, в 5 из 15 проверенных субъектов РФ фиксировалось отставание от графика выполнения (производства) работ, в том числе Ленинградская область.

В целях устранения указанных и иных нарушений в адрес высших должностных лиц субъектов РФ в составе отчетов о результатах проверок направлены соответствующие рекомендации. Для принятия мер реагирования копии отчетов направляются в региональные прокуратуры и контрольно-счетные палаты регионов, а также в Минстрой России.

Справочно:

В рамках взаимодействия с органами прокуратуры РФ в период с января по сентябрь 2017 года в Фонд поступила информация о рассмотрении прокурорами 35 субъектов РФ актов Фонда о результатах выездных проверок.

Согласно указанной информации, органами прокуратуры внесены 174 представления об устранении нарушений требований законодательства, допущенных в ходе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных домов, а также проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры. В 23 регионах были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.

Для решения вопросов об уголовном преследовании, материалы прокурорских проверок направлялись в следственные и правоохранительные органы 6 субъектов РФ. По зафиксированным в ходе проверок Фонда нарушениям расследуется (расследовалось) 16 уголовных дел на территории 12 регионов, из которых 6 уголовных дел возбуждены по статье 159 УК РФ (Мошенничество); 4 уголовных дела – по статье 293 УК РФ (Халатность); 6 уголовных дела – по другим статьям УК РФ (Нецелевое использование бюджетных средств, Злоупотребление должностными полномочиями, Превышение должностных полномочий, Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков).

Так, по информации прокуратуры Тверской области, прокуратурой Лихославльского района была проведена проверка соблюдения действующего законодательства при исполнении муниципальных контрактов в рамках реализации программы переселения, в ходе которой установлено, что в качестве аванса по муниципальному контракту ООО «НовСтройТех» были выплачены денежные средства в сумме 12 085,1 тыс.рублей, которые впоследствии не направлялись застройщиком на строительство дома по улице Правды в поселке Калашниково, а также не были возвращены в администрацию муниципального образования. По указанному факту по материалу проверки, направленному в апреле 2017 года в СО ОМВД России по Лихославльскому району в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (Мошенничество).

В рамках взаимодействия с Генеральной прокуратурой РФ в 2017 году особое внимание уделяется вопросам соблюдения требований законодательства при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в субъектах РФ, где складывается наиболее сложная ситуация с реализацией мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, в том числе в рамках деятельности созданной при Генеральной прокуратуре РФ в 2012 году межведомственной рабочей группы по повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в состав которой входит представитель Фонда.

Также в текущем году продолжено взаимодействие с органами МВД России. В частности, в январе 2017 году Фондом совместно с представителями Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России в Республике Башкортостан проведена проверка обоснованности включения в программу переселения граждан аварийных домов, расположенных на территории города Уфы, в отношении которых ранее администрацией города заключены договоры о развитии застроенных территорий. Впоследствии по материалам органов полиции следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 Уголовного кодекса РФ (Превышение должностных полномочий) по факту злоупотреблений должностными лицами администрации города Уфа.

Кроме того, Фондом в ГУЭБ и ПК МВД России направлены материалы о выявленных в ходе выездного мониторинга в 6 субъектах РФ фактах оплаты выполненных застройщиками строительных работ в размере, в процентном отношении превышающем степень строительной готовности домов, а также случаях ввода в эксплуатацию домов, строительные работы на которых в полном объеме не завершены.

В рамках взаимодействия с Федеральным казначейством Фондом осуществляется мониторинг хода устранения нарушений, выявляемых территориальными органами Федерального казначейства по результатам контрольных мероприятий, проводимых в субъектах РФ. Полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении госкорпорацией выездных проверок в субъектах РФ, по итогам рассмотрения данной информации в соответствии с положениями Федерального закона №185-ФЗ Фондом принимаются отнесенные к его компетенции меры реагирования. В свою очередь, в целях повышения эффективности контрольной деятельности, Фондом в адрес Федерального казначейства на регулярной основе направляется сводная информация о результатах проводимого выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств госкорпорации и реализации региональных программ.

В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами в период с января по сентябрь 2017 года в Фонд поступили акты проверок и материалов о наличии выявленных нарушений по региональным адресным программам, реализуемым в рамках 185-ФЗ, из 22 субъектов РФ. Информация о результатах контрольных мероприятий используется Фондом в работе, что позволяет более эффективно определять объекты для проверок, своевременно находить системные нарушения, а также принимать необходимые меры реагирования для их устранения.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru