Общественный контроль в Ленинградской области

26 ноября 2015г. для представителей Общественных палат муниципальных образований Ленинградской области прошел обучающий семинар.

Основной целью семинара, прошедшего в стенах «Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина», г.Пушкин, было ознакомить муниципальные общественные палаты с положениями областного закона «Об общественном контроле в Ленинградской области» № 114-оз от 13 ноября 2015г. и задачами общественных палат поселений по его реализации.

Открыл семинар Трусов Юрий Васильевич - председатель Общественной палаты Ленинградской области.

Открывая семинар, председатель Общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов отметил, что понадобилось шесть лет, чтобы палата заняла свою нишу в структуре гражданского общества и чтобы она стала авторитетным органом, который помогает соблюдать баланс между органами исполнительной и законодательной власти и обществом.

- Я благодарен Правительству Ленинградской области и Законодательному Собранию региона, что мы всегда работали в атмосфере конструктивного сотрудничества, но это не значит, что мы во всем с ними согласны. Мы их и критикуем, и пишем много замечаний к правовым актам, и даем рекомендации. И нас слышат, к нам прислушиваются, - сказал Юрий Трусов.

Председатель палаты подчеркнул, что муниципальные общественные палаты – это самостоятельные структуры и областная палата – это не «командир, а партнер по работе» и что на местах основными помощниками палат должны стать старосты, активные НКО и депутатский корпус. Для большей эффективности работы можно создавать рабочие группы, которые позволяют привлечь дополнительных специалистов в самых разных областях. И это особенно важно, когда речь идет об исполнении регионального закона «Об общественном контроле в Ленинградской области».

Сам закон был принят 13 ноября 2015 года и представителей муниципальных палат подробно ознакомили с положениями этого закона  и ответили на ряд вопросов, таких как: кто может проводить общественный контроль, кто является объектом общественного контроля, какие существуют формы общественного контроля и на кого не распространяется общественный контроль.

Об основных принципах региональной системы общественного контроля, после вступления в действие областного закона «Об общественном контроле в Ленинградской области» № 114 оз от 13.11.2015г., как одного из инструментов реализации конституционных прав граждан РФ на участие в управлении делами государства с докладом выступила кандидат юридических наук, доцент «Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина» Юлия Литвинова.

- В любом демократическом государстве одной из его основных задач является обеспечение прав и свобод гражданина. Общественный контроль – это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и в ходе реализаций решений и оценки полученного результата, - говорит кандидат юридических наук, доцент ЛГУ имени А.С. Пушкина Юлия Литвинова. – Данным нормативно-правовым актом установлены организационные и правовые механизмы, с помощью которых граждане смогут наблюдать за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, а также проверять, анализировать и оценивать издаваемые ими акты и принимаемые решения.

Руководитель регионального Центра общественного контроля ЖКХ Ленинградской области и эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» - Сергей Худяев рассказал об опыте работы регионального Центра, о формировании представительств в районах и поселениях области. Привел негативные примеры взаимодействия с органами местного самоуправления Светогорска, Шлиссельбурга, Пикалево, Сертолово и других поселений. На этом фоне позитивная информация о собственниках города Сланцы, самостоятельно проводящих работы (без участия регионального оператора) по капитальному ремонту многоквартирного дома вызвала недоверие. Рассказал о конструктивном взаимодействии с руководством комитета государственного жилищного надзора и контроля.

- Тема жилищно-коммунального хозяйства самая злободневная для поселений Ленинградской области. Каждый день жители сталкиваются с проблемами ЖКХ. Вопросы справедливых тарифов монополий (ресурсоснабжающих предприятий), капитальный ремонт, услуги ненадлежащего качества оказываемые управляющими организациями за полученные от собственников платежи и т.д. Все это вызывает справедливые нарекания как к исполнителям, так и к контролирующим органам и без общественного контроля собственников обойтись не получится. Включение инициативных собственников, председателей советов многоквартирных домов в состав общественных палат поможет минимизировать возникновение конфликтных ситуаций на территории, - сказал Сергей Худяев.Тем более, что законодательная база федеральная и региональная дала юридическую основу для создания на территориях Общественных советов по ЖКХ.

Указ №600

«…ж) до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств…»

212-ФЗ («Об основах общественного контроля»),

«Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля

1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций

3. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.»

Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ

«...Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

8. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Региональный ЦОК не привязан к органам региональной и муниципальной власти области. Отчитывается о своей деятельности в Москву, «Национальный центр НП ЖКХ Контроль».

В этом есть много плюсов, но есть и минусы. И здесь будет уместно привести слова Президента РФ В.В. Путина, которые он произнес 1 октября 2015 на заседании президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека. Президент, еще раз напомнив о существовании государственных грантов, призвал бизнесменов и предпринимателей активнее оказывать поддержку российским некоммерческим организациям.

"Я полностью и целиком присоединяюсь к призыву и считаю, что мы все вместе и я лично должны обратиться, вот прямо сейчас обращаюсь к нашим гражданам, ко всем предпринимательским структурам оказывать содействие некоммерческим организациям...", - сказал Президент.

Подводя итоги семинара, заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области, ректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Вячеслав Скворцов отметил, что закон об общественном контроле еще только ожидает своего практического применения, но уже сейчас понятно, что общественный контроль требует дальнейшей регламентации для установления разумных пределов его функционирования.

- Совершенствование, появление гибких, адаптированных к практике форм правового регулирования общественного контроля позволит ему трансформироваться в эффективный инструмент, обеспечивающий действенное отстаивание гражданами и их объединениями свои законных полномочий, - сказал Вячеслав Скворцов. – И здесь многое зависит от нас с вами, поскольку нам предстоит первыми воплощать в жизнь реализацию этого закона и уже, исходя из собственного опыта его применения, мы будем выступать с предложениями в наше Законодательное собрание о его совершенствовании.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru