По материалам прессы


К какому разделу должна относится плата за полотенцесушитель: к «отоплению» или «горячему водоснабжению»?
Нередко в квитанциях за ЖКХ появляется по-разному сформулированная строка оплаты за полотенцесушитель. Так вот, куда она должна относиться: к плате за горячую воду (ведь полотенцесушитель подключен от стояка горячей воды) или к плате за отопление?

На основании изучения нормативно-технических документов можно сделать вывод:
Тепловой поток (отдача тепла) от полотенцесушителя УЧИТЫВАЕТСЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОТОПЛЕНИЯ дома, а также ПРИ РАСЧЕТЕ ТАРИФОВ за потребленное тепло независимо от того, куда он подключен – к системе отопления или горячего водоснабжения (ГВС). Проектная величина часовой тепловой нагрузки на отопление дома (ккал/час) берется как основа при расчете норматива расхода (на отопление).

Следовательно, взимание отдельной дополнительной платы за горячую воду, используемую в полотенцесушителе, НЕЗАКОННО.

Нормативная база:
1. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»:
«…6.3.4 Отопление следует проектировать для обеспечения равномерного нагревания и нормируемой температуры воздуха в помещениях, учитывая:
…г) тепловой поток, регулярно поступающий от электрических приборов, освещения, технологического обрудования, трубопроводов, людей и других источников….».
Следовательно, тепловой поток (отдача тепла) от полотенцесушителя учитывается при определении количества тепла, отдаваемого в квартиру, независимо от того, куда он подключен – к системе отопления или горячего водоснабжения (ГВС).

2. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. Пост. Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 г., в редакции Пост. Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 258) (пункт 43) и в Приложении к нему «Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг»:
"…Раздел II. Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода, пункты 18-20,
18. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях Гкал/1м.кв. в месяц → зависит от количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период (Гкал/год), необходимой для отопления дома;
19. Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления дома →зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление дома (ккал/час);
Часовая тепловая нагрузка на отопление дома (ккал/час) → указывается в проектной документации дома или в паспорте дома.
20. При отсутствии указанных документов часовая тепловая нагрузка (ккал в час) → определяется по нормируемому удельному расходу тепловой энергии на отопление.
Нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление (ккал в час на 1 кв. м) → установлен в табл. 4 и зависит от этажности здания, года постройки и расчетной температуры наружного воздуха."

3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г.  № 354, предписывают производить оплату коммунальной услуги горячего водоснабжения, исходя из установленного тарифа (руб,/ м³) и количества горячей воды согласно показаниям приборов учета ( м³).
В соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47, тариф на горячую воду (руб,/ м³) для систем централизованного горячего водоснабжения с полотенцесушителями  рассчитывается и утверждается с учетом потерь тепла стояками и полотенцесушителями.
Формула расчета приведена в п.58 Приказа. По этой формуле количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды,  рассчитывается с учетом коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов", приложение 2, табл. 1 от 01.07.1996, официальное издание, М.: ГУП ЦПП, 1997 год).
Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
Kn = (N1 * K1 + N2 * K2 + N3 * K3 + N4 * K4)/N, где:
N1 - количество строений с неизолированными стояками и полотенцесушителями;
N2 - количество строений с изолированными стояками и полотенцесушителями;
N3 - количество строений с неизолированными стояками и без полотенцесушителей;
N4 - количество строений с изолированными стояками и без полотенцесушителей;
N - количество строений с системами горячего водоснабжения (ГВС);
K1 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями, равен 0,35;
K2 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и полотенцесушителями, равен 0,25;
K3 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей, равен 0,25;
K4 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и без полотенцесушителей, равен 0,15.

Таким образом, нормативными документами предусматривается оплата потребителями тепловой энергии, теряемой стояками и полотенцесушителями, при оплате за коммунальную услугу «горячее водоснабжение». Любой другой способ расчета будет противоречить действующему законодательству.

При проектировании дома рассчитывается расход тепла без разделения на батареи, полотенцесушители (это тоже батарея, только другой конструкции!). И тариф за потребленное тепло тоже рассчитывается ПО ОБЩИМ ЗАТРАТАМ НА ОТОПЛЕНИЕ ВСЕГО ДОМА!

А при установке счетчиков горячей воды и отопления взимание отдельной платы за полотенцесушитель – вообще вызывает непонимание и вопрос к профессионализму взимающих эти платежи!

Оформление запроса в управляющую организацию, и не только туда. Форма запроса о представлении информации прилагается ниже.

При наличии возможности лично обратиться в управляющую организацию, продемонстрируйте им вежливо, под нос, текст пункта 31 д) и р), пункта 33 б) и г) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Пост. Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.):
«…31. Исполнитель обязан:
…д) ПРОИЗВОДИТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и НЕМЕДЛЕННО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ВЫДАВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ ДОКУМЕНТЫ, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;…»
Если Вы потребуете разъяснения (информацию) от управляющей организации в письменном виде (или по электронной почте), то рекомендую Вам вместе с соседями или каждому по отдельности (привлеките к этому делу председателя Совета дома) написать и отправить почтой в УК (продублируйте и по эл.почте – УК обязано будет дать Вам ответ в течение 2 дней!) письмо - шаблон-рыбу со следующим примерным содержанием:

«Руководителю
Управляющей компании ____________
города …………………
от ………….ф.и.о ……………
адрес: ………………………….
тел. ………………

О предоставлении информации (разъяснения)
о ___________________________________________
[укажите КРАТКО, какая информация Вам требуется]

На основании:
- Конституции Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, часть 4 ст. 29;
- Жилищного кодекса РФ N 188-ФЗ от 29 декабря 2004 г., ст. 161, п. 10;
- «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (утв. Пост. Правит. РФ от 23 сентября 2010 г. № 731), пп. 3 е), 5 г), 14 в) (см. приложение 2);
- «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Пост. Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.), п. 31 д) и р), п. 33 б) и г);
- «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. Пост. Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 г., пп. а) пункта 40;
- Федерального Закона РФ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 3, 7, 8,
- Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 2
прошу предоставить мне письменную информацию (разъяснение) о
______________________________________________________________________………… [укажите, какая информация Вам требуется].
В ответе прошу указать, на основании какого/каких нормативно-правового документа выполнен расчет, с указанием соответствующих статей, пунктов, подпунктов и формул.
Информацию на данный письменный запрос прошу предоставить в течение 3 рабочих дней со дня его поступления посредством направления в письменной форме в адрес, указанный в заголовке письма...
или: …выдачи информации мне лично по месту нахождения управляющей организации) (основание – п. 31 р) «Правил предоставления коммунальных услуг…»).
или: информацию на данный электронный запрос прошу предоставить в электронном виде на адрес электронной почты _________________ в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса (основание – ст. 18 и 19 Стандарта о раскрытии информации).
В случае непредставления Вами требуемой информации в установленные сроки, либо раскрытия информации не в полном объеме, либо предоставления недостоверной информации я буду вынужден обратиться в Государственную жилищную инспекцию с требованием привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности на основании статей 7.23.1, 23.55 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ).»
Кроме того, в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ Прокуратура имеет право возбудить дело о любом административном правонарушении.
Тогда уместна другая формулировка:
«Пунктом 149 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах установлен, что «...Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:
— нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;...»
Нарушения лицами, ответственными за предоставление коммунальных услуг, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. В связи с изложенным, на основании Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013года №493 «О государственном жилищном надзоре», ФЗ «О прокуратуре РФ», 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» прошу:

  • организовать выездную проверку изложенных фактов;
  • выдать предписание о выполнении необходимых мероприятий и работ по устранению нарушения и проведения перерасчета, установить сроки их исполнения;
  • возбудить административное производство по статье 7.23 КоАП РФ, установить виновных лиц и привлечь их к административной ответственности.

Дата подпись и.о. фамилия»

Если управляющая организация «отфутболит» Вас и не даст Вам конкретный и полный ответ со ссылками на нормативно-правовые акты, обращайтесь с письмом-жалобой в Государственный жилищный надзор и контроль области – на этот орган контроля возложена ответственность за мониторинг по выполнению «Стандарта раскрытия информации…», выдача предписаний и наложение при необходимости на управляющие организации штрафов на основании статей 7.23.1, 23.55 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ).

Если Вы требуете разъяснения о непомерно большой сумме платы за коммунальные услуги (о возникновении долга), в своем письме обязательно укажите: «До получения от Вас разъяснения-обоснования о сумме предъявленной мне платы - от его уплаты по платежному документу … (дата) на сумму …..(цифра + прописью) в соответствии с законодательством РФ воздерживаюсь (чтобы Вам потом не начисляли на него еще и пени).

Судебная практика:

1. По протесту прокурора было отменено постановление мэра города Ярославля от 26.09.2006 «Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление жилых помещений в городе Ярославле». Плату за полотенцесушители начисляли незаконно.

Фактически в расчет включены нормативы расхода тепловой энергии для горячего водоснабжения полотенцесушителя, который наполнен горячей водой в течение всего года, независимо от отопительного сезона и за счет этого отапливается ванная комната.

Стоимость тепловой энергии на горячее водоснабжение полотенцесушителя учтена в тарифе на горячее водоснабжение общей площади помещения в жилом доме в целом.

Такие нормативы расхода тепла на горячее водоснабжение являются нарушением положений федерального законодательства, что ведет к двойному учету потребления тепла на горячее водоснабжение общей площади помещений в жилых домах и отдельно в ванных комнатах, оборудованных полотенцесушителями.

Прокурором города Ярославля на данное постановление принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен постановлением первого заместителя мэра города от 13 января 2014 г. - плата за полотенцесушители отменена.

2. Ответ от Региональной служба по тарифам Ивановской области по этому поводу.

Оплата полотенцесушителя: «горячее водоснабжение» или «отопление»?

Вопрос: Правомерно ли берется плата за отопление полотенцесушителя, если он подключен к стояку с горячей водой, а плата за горячую воду выставлена отдельной строкой?

Ответ: В соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47, тариф на горячую воду (руб,/ м³) для систем централизованного горячего водоснабжения с полотенцесушителями рассчитывается и утверждается с учетом потерь тепла стояками и полотенцесушителями.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила), предписывают производить оплату коммунальной услуги горячего водоснабжения, исходя из установленного тарифа (руб,/ м³) и количества горячей воды согласно показаниям приборов учета ( м³).

Таким образом, нормативными документами предусматривается оплата потребителями тепловой энергии, теряемой стояками и полотенцесушителями, при оплате за коммунальную услугу «горячее водоснабжение». Любой другой способ расчета будет противоречить действующему законодательству.

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru